Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

История и современность кряшенской деревни: жизнь Брюшли

На берегу реки Юрашка раскинулась деревня Брюшли. Эту деревню воспел в своих стихах поэт Егор Уткин. Она знаменита не только талантливым певцом малой родины, но и своими целебными родниками

Деревня Брюшли расположена в Менделеевском районе. В ней проживает около двухсот человек. Есть свой краеведческий музей, воскресная школа, сельскохозяйственный кооператив. В общем, деревня живет...

Из истории деревни Брюшли

Деревня Брюшли, согласно данным Татарской энциклопедии, была основана в XVII веке. По Ландратской книге 1716 года деревня записана как Юграш (фонд 350, часть 1, дело 146, листы 1331-1335). В ней проживали новокрещеные в 3 дворах: 5 мужчин и 6 женщин.

Согласно данным Российского государственного чархива древних актов (фонд 350, часть 2 дело 1154), по 2 ревизии 1748 года видно, что деревня Ибраш входила в Арскую дорогу сотни Ивана Федорова. В ней жили ясачные новокрещены. До ревизии крещеные из иноверцев. Зафиксировано 38 мужчин.

По 3 ревизии 1762 года, деревня Ибраш входила в ту же дорогу и сотню. Написано, что ранее была сотня Ивана Федорова, теперь сотня Данила Тимофеева. Люди записаны ясачными старокрещенами: 7 мужчин и 4 женщины. За период между 2 и 3 ревизиями было много переселений в деревню Мазино.

По казанскому архиву 1795 года деревня Ибраш–Брюшли тоже находилась в составе Елабужского округа Вяткинского наместничества и подчинялась сотне
Петра Лукина, ныне Гришинской сотни. В ней проживало 59 мужчин и 57 женщин.

В 1811 году деревня Ибраш–Брюшли тоже входила в Гришинскую волость Елабужского уезда Вяткинской губернии. В ней проживали ясачные старокрещены в 26 дворах в составе 96 мужчин. Количество женщин не указано.

По сведениям 1859 года, в Брюшли была мельница. В 1873 году основали миссионерское училище, с тех времен в деревне всегда была начальная школа.

От прошлого к настоящему

В 1930 году в деревне Брюшли был организован колхоз «Победа». В 1950-е годы его объединили с колхозом «Фрунзе» в соседней деревне Абалачи. Этот фактор послужил сокращению населения: молодежь да и люди среднего возраста уезжали из деревни в поисках лучшей жизни в соседние города – дома пустели, их окна заколачивались.

Однако деревня вновь зародилась из-за появления здесь в 1997 году сельскохозяйственного производственного кооператива «Победа». Его руководителем является Геннадий Козлов. Благодаря ему, сельчане были обеспечены рабочими местами.

Брюшли всегда была густонаселенной деревней. В 1926 году, согласно данным Татарской энциклопедии, здесь насчитывалось более тысячи жителей. В годы репрессии они сократились почти наполовину – в 1938 году было 524 человек. Сегодня в деревне проживает около двухсот человек. До середины 1970-х годов в Брюшли действовал роддом. В 1995 году была открыта основная общеобразовательная школа. В настоящее время в ней учатся десять человек. Есть пять ребят дошкольного возраста. В деревне имеется домь культуры, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, магазин.

Сохраняя историю и традиции села

В здании общеобразовательной школы находятся воскресная школа и краеведческий музей. Оба начали свою деятельность в 2004 году. Открытию музея способствовал руководитель ООО «Победа» Геннадий Козлов. Также помогла председатель Брюшлинского сельского поселения Лидия Смирнова. Внесли свою лепту и жители деревни.

На 2018 год в музее насчитали 326 экспонатов вместе с фотодокументами. Совсем недавно уроженка Брюшли Любовь Шалина подарила музею сундук прапрапрабабушки со старинными артефактами.

Самый древний экспонат музея – это самовар 1800-х годов. Его принесли местные жители, найдя в одном из заброшенных домов. В музее хранятся кряшенские платья. Одно из них принадлежало ныне покойной местной жительнице Елизавете Афанасьевой. В этом платье, перешедшем ей от матери, она вышла замуж в 1957 году. Представьте, сколько ему лет! Музей богат предметами быта кряшен. Многие вещи были собраны у местных жителей.

В музее отведен уголок поэту Егору Уткину. Им очень гордятся местные жители. Каждый год в день рождения поэта они читают его стихи. Фонд музея также обогащен ретро-фотографиями, в которых запечатлена история деревни.

В разные годы музей посетили видные деятели не только республики, но и зарубежья, среди которых исследователь кряшен из Японии Акира Сакурама. По словам сельчан, музей – это самая ценная вещь для них.

Еще одним предметом гордости жителей является функционирующая на базе основного общеобразовательного учреждения воскресная школа. Ею руководит учитель татарского языка и литературы Валентина Тимошенко. Школу посещают все дети – с первого по девятый классы – и пять воспитанников дошкольного возраста.

«Мы знакомим детей с традициями кряшен, их обычаями и обрядами. Ведем работу музея, изучаем вместе с ребятами историю деревни, знакомимся с творчеством поэта Егора Уткина. Дети, к сожалению, больше разговаривают на русском языке. Но мы все равно прививаем им культуры кряшен, стараемся сохранить традиции и обычаи», - рассказала Валентина Тимошенко.

На базе воскресной школы работает детский ансамбль «Чишмекей». Его посещают все дети.

Знаменитые родники

На территории Брюшлинского поселения расположены четыре родника – «Ак чишмә», «Кара чишмә», «Салкын чишмә», «Саңгырау чишмә». Почему они получили такие названия, рассказала наша собеседница Валентина Тимошенко.

Рядом с родником «Ак чишмә» резали белых овец, рядом с «Кара чишмә» – черных. Вот так родники получили названия по цвету шерсти животных. Раньше скотину нельзя было резать где попало, только в специально отведенных местах, которые считались священными.

Вблизи родника «Ак чишмә» варили «карга боткасы». Бабушки-старожилы деревни собирали крупу, масло и вместе с детьми, женщинами варили кашу. В последние годы обряд не проводится из-за пандемии, да и многие бабушки в достаточно почтенном возрасте. Когда долго нет дождей, в деревне варили «янгыр боткасы», затем раздавали кашу жителям.

Территорию «Ак чишмә» сельчане облагородили благодаря помощи Геннадия Козлова. Поставили заборы, домик, икону. Сюда все приезжают за вкусной целебной водой в праздник Крещение и в течение года используют воду при болезнях.

«Салкын чишмә» находится в двух километрах от деревни. «Саңгырау чишмә» расположен еще дальше – за лесом. Именно ее в своих стихах воспел поэт Егор Уткин. Из этого родника берет свое начало речка Ибраш.

Раньше поля и луга деревни имели свои названия. Валентина Тимошенко поделилась некоторыми из них – на поле «шалкан ошнасы» сажали репу, на лугу «кәҗә
аланы» пасли коз. А вот в местности «чирмеш елгасы», находящемся в четырех километрах от деревни, согласно преданию, жили черемисы.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

1

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев