Туганайлар

История деревни Бурды по ревизским сказкам

Валерий Зарубин – уникальная личность, хорошо известная нашим преданным читателям. Не имея исторического образования, будучи таксистом, он активно занимается изучением истории кряшенских деревень и на протяжении более двадцати лет расшифровывает ревизские сказки — исторические документы, являющиеся своеобразной переписью населения для налогобложения. Исследователь-энтузиаст собрал материалы по ревизиям, бывшим на территории Бурдинской волости Мензелинского уезда Уфимского наместничества Оренбургской губернии. Согласно данным ревизии за 1795 год, на территории Оренбургской губернии насчитывалось 23 кряшенские деревни. Подробнее о них в нашем материале.

Ясачные старокрещены — облагавшиеся ясаком (податью, налогом) народов мордвы, черемис (марийцев), вотяков (удмуртов), чуваш и других), принявшие христианство до 1762 года по данным ревизских сказок.

Ясачные новокрещены — облагавшиеся ясаком (податью, налогом) народов (мордвы, черемис (марийцев), вотяков (удмуртов), чуваш и других), принявшие христианство после 1762 года по данным ревизских сказок.

Тептяри (типтяри) — название значительной части небашкирского населения (татары, мишари (или мещеряки), удмурты, марийцы и мордва, сохранявшие свои языки и культурные особенности), жившего в 18 - начале 20 веков среди башкир. Вероятно, это сословная группа. Они были главным образом выходцами из Среднего Поволжья, поселившимися на башкирских землях. (Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982)

Ясачные татары — совокупность татар, облагавшаяся ясаком (податью, налогом) с земли.

Служилые татары — этносословная группа татар, платившая сак (подать, налог) государству. Первоначально они состояли из представителей татарской феодальной знати, перешедших на русскую службу из Золотой Орды и тюркских ханств, затем, после завоевания Казанского ханства, из ясачных татар (вследствие превращения их собственных наделов в поместья).

Бурды (современное название Бурды (Борды), ныне в составе Тукаевского района Республики Татарстан)

По архивным данным Российского государственного архива древних актов (далее РГАДА) города Москвы (фонд 350, опись 1, дело 146, листы 1410-1412) в переписной книге ясачных крестьян (русских, татар, мари, чувашей) Арской дороги Казанского уезда, иначе в Ландратской книге за 1716 год, в списке деревень за рекой Камой числится деревня Бурда, жители которой записаны как новокрещены.

Во 2 ревизии, которую провели в 1748 году, (дело 1139 листы 327 – 333) деревня Бурда всё ещё числилась в Казанском уезде Арской дороги в команде Сотни Андрея Федорова. В документах указано, что жители были государственными ясачными новокрещеными в составе 116 мужчин, количество женщин не зафиксировано.

Согласно данным 3 ревизии за 1762 год (дело 1186 листы 466 –480) в деревня Бурды жили государственные ясачные старокрещены в составе 143 мужчин и 114 женщин. Они числились в Арской дороге Казанского уезда в команде Сотни Андрея Федорова, которым ныне правит Григорий Карпов. Про тем же документам (дело 1186 листы 483 -484) прослеживается образование деревни Верхние Бурды переселенцами из команды Сотни Абдулина Абдрезяка в составе 1 семьи Макста (Макстъ) Кутлучки (по крещению Михаила Никифорова) 39 лет из деревни Оте, его жены Дарьи Игнатевны 32 лет из деревни Сарсаз Арской дороги, дочери старокрещеного, и их детей Григория 5 лет, Матвея 3 лет, Трофима 2 лет, Анны 8 лет и Малании 4 лет. Итого деревне Верхние Бурды проживали 4 мужчины и 3 женщины.

В документах за 1795 год указано, что деревня состояла из трёх частей (Фонд И-138 часть 2 дело 47 лист 329). В первой части проживали ясачные старокрещены в количестве 197 мужчин и 225 женщин, во второй части, именовавшейся Новые поселенные Бурды, жили также ясачные старокрещены (12 лиц мужского пола и 13 лиц женского пола), переселённые ещё по предыдущей ревизии из деревни Старый Пустоштамак, третью часть под названием Кири Бурда населяли 5 мужчин и 3 женщины из новокрещен. По данным 1811 года (дело 103 лист 359) видно, что деревня состояла из 43 дворов, населённых 229 мужчинами (численность женщин не указана). В 1815 году (дело 296 лист 289) было зафиксировано 95 дворов, в которых проживало 212 мужских душ и 152 женских душ. Согласно данным 1834 года (дело 462 лист 359), количество дворов сократилось на 10 штук, следовательно, их стало 85. По сведениями ревизских сказок их населяло 265 мужчин и 295 женщин.

По данным 1877 года эта деревня входила в Мензелинский уезд Уфимской губернии. В этот период в деревне Бурды при речке Бурдинке насчитывалось 133 двора, в которых проживали 389 лиц мужского пола и 449 лиц женского пола. В деревне имелась водяная мельница.

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны “Туганайлар” сайтыннан һәм “ВКонтакте”, “Инстаграм”, “Одноклассники” һәм “Фейсбук” социаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Яналыкларыгызны 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (1)
Осталось символов:
  • 31 марта 2019 - 18:37
    Без имени
    Откуда взялась само название Бурды???