Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Искусство вышивки кряшен

В ткачестве и в цветной вышивке кряшен издавна существовал достаточно разнообразный арсенал древних мотивов

Одним из составных элементов тюркской культуры является яркая и самобытная вышивка кряшен, разнообразная в технологическом и орнаментальном аспектах. В ткачестве и в цветной вышивке кряшен издавна существовал достаточно разнообразный арсенал древних мотивов.

Пришедшая позже золотная вышивка ещё больше обогатила орнаментальный багаж традиционного искусства кряшен. Золотным шитьём украшалась твёрдая налобная часть – начелыш (очелье) – женского головного убора сүрəкə, где использовались в основном шов вприкреп и его разновидности – настил мишерными нитями, шитьё по настилу из шнуров и жгутов, канителью или золотными и серебряными нитями. В золотошвейных головных уборах кряшенок просматриваются зооморфные прообразы, являющиеся реликтами языческого мироощущения прошлого. Наиболее характерным считается геометризированный орнамент зооморфных изображений в орнаменте золотного шитья кряшен, состоящий из простых элементов: повторяющихся линий, полос, зигзагов, волн, ромбов, треугольников, вариаций креста, спиралей и т. д., каждый из которых некогда имел свой смысл и значение. Чаще всего орнаментальная композиция начелышей (очелья) состоит из двух или нескольких полос раппорта. Техника шитья – гладь вприкреп по твердой основе из толстого витого шнура. Орнамент прежде выкладывался из толстого сильно скрученного шнура, затем обшивался мишурными нитями гладью вприкреп. Фон изделия зашит мишурными нитями так, что основной ткани не видно сов сем. Сүрəкə первого (прямоугольного) типа всегда вышивались в данной технике: сочетание сплошного застила и глади вприкреп по толстому жгуту. Прямоугольные начелыши (очелья) бытовали у кряшен Чистопольского, Пестречинского, Мамадышского района и у нагайбачек.

Космическое значение крестообразных фигур, круга, розетки как языческих символов раскрыто на множестве образцов искусства народов Евразии и других континентов. В золотном шитье кряшен узоры в виде ромба и его различных трансформаций в сочетании с зигзагами, полосами, кругами и другими фигурами выстраиваются в ленточные раппорты. Мотив ромба у многих народов означает женскую рождающую стихию; по всей видимости, это один из очень древних мотивов, из того же ряда, что и солярные знаки в виде креста, свастики, простой розетки. Ромб мог означать женщину, растение, землю одновременно.

Второй тип головного убора сүрəкə – полукруглой формы, их надевали на масленицу и свадьбу кряшенки Елабужского и северной части Мамадышского района. Вышивка на них в массе своей однотипная, но своеобразная. Орнамент напоминает восходящее солнце, и кроме шитья мишурными нитями по шнуру здесь присутствует гладь вприкреп по твёрдой основе (картону). Элементы орнамента крупные и предельно простые. Дублирующие друг друга полукруги, чередуясь со жгутом, обшитым мишурной нитью, завершаются малыми полукружьями, имитирующими лучи солнца. В итоге и собственно головной убор приобретает форму полукруга. Возможно, этот орнамент один из наиболее архаичных в татарском шитье. Мотивы солнца и имитирующие его символические знаки, несомненно, из языческого прошлого и связаны с земледельческим культом. Далеко не весь геометрический рисунок вышивки XIX века имел древнее происхождение, одна его часть возникла под влиянием ткачества, другая – явилась результатом обобщения и геометризации изобразительных форм: растений, зверей, птиц, человеческих фигур. Дальнейшие заимствования из русской культуры легли на собственную богатую орнаментальную традицию. С русской традицией вышивку кряшен сближали применяемые в шитье отдельные элементы орнамента и его стилизация. Эти факторы давали некоторое основание предположить, что, возможно, сам головной убор сүрəкə  являлся заимствованным, вместе с технологией, не исключающей, однако, в дальнейшем развитие своего самобытного шитья у кряшен. В орнамент включались местные мотивы, тонкости технологии претерпевали изменения, все компоненты ремесла пропускались через своеобразный фильтр, перерабатывались и получали новую трактовку. Усвоенными оказались лишь те компоненты которые соответствовали вкусам и обычаям данной этнической группы.

Разноцветными нитями исполнялись узоры, украшающие тастары (головные уборы женщин), нагрудники (күкрəкчə), фартуки (алъяпкыч), платки (яулык). Мастерицы знали и применяли различные швы: роспись, косой, крестом, тамбурный и гладью. Особо привлекает внимание тамбурная вышивка на изделиях XIX века. Тонкая цепочка искусных стежков создаёт контур изображений – цветов и птиц, почти идентичных реальным. Сложная техника двухсторонней вышивки и коврового шва на головном покрывале түгəрəк яулык оказалась забытой.

Луиза Фасхутдинова, “Искусство кряшен”

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев