Исчезающая кряшенская деревня Атиаз
Елабужском районе – девять кряшенских деревень. Многие из них – Айталан, Атиаз, Черкасово, Верхний Шурняк, Мишка-Овраг, Нижний Куклюк – населены небольшим количеством жителей. Например, в Атиазе вот уже на протяжении более десяти лет живет всего одна семья – Роза и Анатолий Кунаевы. Выйдя на пенсию, они переехали на малую родину по зову сердца и души. Летом в деревню приезжают дачники
Места в Атиазе красивые, живописные. Один пруд чего стоит. Раньше сюда съезжалась купаться детвора из округи, теперь изредка приезжают только заядлые рыбаки. Трудно поверить, что здесь – в тихом местечке на границе с Удмуртией – когда-то кипела жизнь. «В наше детство в деревне было 360 домов, семилетняя школа, потом ее преобразовали в четырехлет- нюю», – рассказывает Анатолий Кунаев.
В Атиазе был свой колхоз имени Молотова. В 1950-е годы вследствие политики укрупнения колхозов, он вошел в состав колхоза «Труд» села Старый Куклюк. В деревне была и своя колхозная пасека. «Мы, когда были детьми, шли на пасеку с хлебом и тарелкой. Нас угощали медом. Счастливые и довольные мы возвращались обратно», – вспоминает Анатолий Кунаев.
У атиазевцев есть свой престольный праздник – Михайлов день, который называют «Җомшау». В этот день крященская молодежь собиралась из близлежащих деревень в Атиаз и проводила игры.
На кладбище жители Атиаза ходили в Троицу. Вообще погоста в деревне раньше не было, людей хоронили в селе Мещеряково, расположенного в Удмуртии в восьми километрах от Атиаза. В местной церкви Рождества Христова их отпевали. В самом Атиазе хотели построить церковь. Однако земля, где должен был стоять храм, стала гудеть.
В 1944 году в деревне появилось кладбище. Возможно, в годы войны было проблематично везти усопших за восемь километров, ведь лошадей в хозяйстве не было. Из-за отсутствия погоста в 1936 году первого председателя сельсовета Федора Сихаева похоронили рядом с сельским советом. В августе 2019 года его перезахоронили рядом с женой.
В советский период Атиаз признали неперспективной деревней. Это коснулось и других кряшенских деревень Елабужского района, например, Утяганово. Молодежь уезжала в города за лучшей жизнью – в Набережных Челнах, Нижнекамске и Елабуге в 1960-е годы активно строились заводы, требовались рабочие руки. Роза и Анатолий Кунаевы тоже уехали из деревни в 1975 году трудиться на КамАЗ. Проработав более двадцати лет на предприятии, вернулись, выйдя на пенсию, обратно.
В Атиазе у Кунаевых три коровы, свиньи, куры. Своя продукция – творог, масло, мясо, даже хлеб пекут сами, ведь автолавка сюда не приезжает. Надо сказать, что из коммуникаций в деревне только свет. Газ, вода не проведены. Топят печь по старинке – дровами, вода – из колонки. Настоящий первозданный деревенский
рай! Приезжие, видя такие условия, говорят: «Как вы здесь живете? У вас же тут курорт!» «А мы им – приезжайте к нам на курорт! Но пока никто не спешит», – добавила Роза Кунаева. Возможно, причина в отсутствии дороги, инфраструктуры, отдаленности от города. Однако, Кунаевых это не испугало. В своей родной деревне они живут, более десяти лет разменяв уже восьмой десяток.
Историческая справка
Деревня Атиаз основана в XVII веке, согласно данным Татарской энциклопедии. По 2 ревизии 1748 года (РГАДА, фонд 350, опись 2, дело 1143, лист 576) указано, что в деревне проживало 67 мужчин – государственных ясашных до прежней переписи крещеных и 17 мужчин – государственных ясашных новокрещен. Согласно Подворной описи 1884-1893 годов в деревне было 72 двора: 17 русских, 62 кряшенских. В первой половине XIX века жители относились к категории государственных крестьян. По Всероссийской переписи населения 2002 года в Атиазе проживало 13 человек, по переписи 2010 года 6 человек, сегодня – два человека.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев