Туганайлар

Интересные факты из истории и этники кряшен

Кряшены имеют ункальную богатую историю и характерные для них этнические особенности. Приведем некоторые факты из сундука истории и этники

  • У кряшен были свои монастыри. Мужской Трехсвятский, названный в память о трех первых казанских первосвятителях Гурии, Варсонофии и Германе, был основан в 1903 году в селе Малое Некрасово Лаишевского уезда Казанской губернии. Функционировал до 1937 года. Женский Покровский монастырь был основан в 1908 году в Пороховой слободе Казани. Монахи и монашки из кряшен вели высоконравственный подвижнический образ жизни и пользовались уважением татар-мусульман. На свои средства издавали книги и брошюры на родном языке, несмотря на крайнюю бедность.
  • Первая газета для кряшен вышла в феврале 1915 года. Она называлась «Сугыш хабярляре» («Военные известия»). Просуществовало печатное издание до декабря 1917 года. Главным редактором газеты был марийский руководитель миссионерских курсов для инородцев Павел Глезденев.
  • Одну из групп кряшен называли «ак җаклар», что буквально значит «люди белой стороны». Так в Западном Прикамье именовали кряшен, живущих северо-восточнее бассейна реки Меши. .У кряшен и нагайбаков есть особое блюдо под названием «кан тәбәсе». Готовили его из свежей крови заколотого животного. Добавляли лук или чеснок, пшеничную крупу, яйцо, свежее молоко и другие ингредиенты. Вероятно, блюдо имеет языческие корни.
  • Для танца кряшен характерна особая спокойная манера, связанная с менталитетом народа. Они танцуют, принципиально смотря друг другу в глаза. Если танцуют мужчина и женщина, используется язык любви, в танце двух мужчин-соперников демонстрируется сила. Кряшены никогда не будут танцевать с тем, кого недолюбливают или с кем находятся в ссоре.
  • У кряшен есть особый головной убор, который называется түгәрәк җаулык. Его носила молодуха, когда впервые входила в дом мужа. До рождения первого ребенка она должна была появляться на людях и на праздниках, укрывшись этим обрядовым покрывалом. Оно служило оберегом и защищало брак женщины, ее ребенка и ее саму. На внешней стороне обрядового покрывала вышивался сакральный восьмигранный знак. Такой головной убор характерен для заказанских кряшен, у елабужских кряшен он встречается реже.
  • В говоре кряшен встречаются характерные только для них слова. Например, у заказанских кряшен исследователь Флера Баязитова зафиксировала такие слова, как дусапка – усадьба, гөмбакты – көнбагыш (подсолнух), ылакша – токмач (лапша), бөйстер, тастымал, бит җаулыгы – сөлге (полотенце), багалма – алма (яблоко). В качестве примера лексических особенностей говора кряшен Нижнего Прикамья она привела такие слова, как очтомак – оҗмах (рай), чүкәтә – туп (мяч), дәмәк – кызык (интересно), сыпкы – пычрак (грязно).

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Инстаграм, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: