Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Геннадий Гончаров: «В Кабан-Бастрыке могли жить удмурты»

В 2019 году я написала небольшую статью о деревне Кабан-Бастрык Заинского района. Спустя три года, раздобыв мой номер телефона, со мной связался Геннадий Гончаров. Оказывается, он родился и вырос в этой деревне и уже много лет проживает в Перми. Геннадий Гончаров рассказал о деревне, о нелегкой судьбе своего отца и причине переезда в Пермь

Страницы истории деревни Кабан-Бастрык

«А вы знаете, что в нашей деревне могли жить удмурты? - начал свой рассказ Геннадий Гончаров. – Слова «зичэ» и «багряж» являются удмуртскими и переводятся как «лиса» и «болото» соответственно. Наверное, предки жителей деревень Зычебаш и Верхний Багряж общались с удмуртами и поэтому сохранили удмуртские слова в названиях своих деревень. Во время строительства Закамской оборонительной черты было много переселенцев из чуваш, удмуртов, марийцев. Я предполагаю, что древние надмогильные плиты в деревне КабанБастрык могут принадлежать удмуртам. Когда я был подростком, никто не мог объяснить, откуда эти камни».

«У нас также жило очень много татар-мусульман. А откуда они взялись? Это темное пятно истории нашей деревни. Потом они образовали деревню Таш-Елга примерно в 1930-е годы. В моем детстве в деревне оставалось только две семьи», рассказал Геннадий Гончаров. Уроженец деревни КабанБастрык, давний друг Геннадия Гончарова, (ныне покойный) Александр Ермаков рассказывал, что переселение было в три этапа. Предки Геннадия Гончарова были переселены третьим этапом. По архивным документам мы знаем точно, что по 3 ревизии 1762 гожа в деревне Кабан-Бастрык жили ясачные старокрещены в составе 9 семей из села Архангельское Елово, входившего в команду сотни Афанасия Тимофеева Зюрейской дороги, и 1 семья ясачных старокрещен из деревни Айталан той же сотни.

Согласно легенде, основателями деревни Кабан-Бастрык являются три семьи из села Большое Елово Елабужского района – Батаевы, Брицовы и Львовы. По воспоминаниям Геннадия Гончарова, Скворцовых всего были две семьи. По архивным документам установлено, что они были переселены из деревни Айталан.

В деревне Кабан-Бастрык раньше было пять улиц «Олы урам», «Тубэн оч», «Аръяк», «Бишбалта», «Чыкан урамы». Сейчас улицы «Чыкан урамы» нет. По словам Геннадия Гончарова, там было пять-шесть домов. А называлась улица так, потому что там росла сплошная крапива, косить было некому. На улице «Аръяк» раньше жили только татары. Поэтому и речка, протекающая рядом, называется Татарсу. Богата деревня на родники. Ключи пробиваются со склона древних холмов. Родники местные жители назвали: «зур чишмэ» (большой родник) и «бэлэкэй чишмэ» (маленький родник). Из большого родника брали воду жители улицы «Аръяк», а из маленького родника – жители «Олы урам». Есть еще один родник внизу при спуске с улицы «Тубэн оч».

Престольный праздник деревни – Михайлов день, отмечаемый 21 ноября. Это праздник в честь Архистратига Михаила, во имя которого названа церковь, построенная в 1881 году. Когда при советской власти запрещали отмечать Михайлов день, жители стали праздновать 7 ноября – День Великой Октябрьской социалистической революции, объединив религиозный и социалистический праздники. Жители Кабан-Бастрыка не забывали отмечать Троицу. Из леса приносили березовые ветки, украшали заборы и ворота. Но широко это праздник со всей округи шли отмечать в деревню Верхний Багряж.

В 1935 году закрыли храм. В 1980-е годы здание разобрали на дрова и сказали, что все желающие могут взять их. Это Геннадий Гончаров узнал со слов матери. Никто из деревенских не прикоснулся к ним. Видимо, сочли за грех. Спустя время какие-то люди погрузили дрова (остатки церкви) и увезли их в татарскую деревню Сармановского района.

На месте храма хотели построить клуб. Был приготовлен котлован, блоки под фундамент. Но приняли решение, что клуб будет стоять в соседней деревне Дурт-Мунча.

Храм в честь Архистратига Михаила. Построен на месте разрушенного

Рядом с храмом захоронены два священника. «Помню, на могилах были плиты чугунные, кресты уже отсутствовали. Лет тридцать тому назад эти плиты обнаружили у кого-то около дома. Их положили вытирать ноги. Колокол церкви висел на пожарной каланче и оповещал людей о пожаре. Было еще татарское кладбище вдоль дороги, ведущей в Сармановский район, рядом с большим оврагом. Когда он начал разрушаться, покойники стали вываливаться в овраг. Наверное, их куда-то перезахоронили», - поделился воспоминаниями Геннадий Гончаров.

Детство без отца

Геннадий Гончаров родился в 1937 году. Отца он не помнит, поскольку его арестовали, когда Геннадий Гончаров был еще совсем маленьким. Мать родила троих детей. Самый старший умер в младенчестве. Сестренка Валентина 1939 года рождения живет в Казани.

У Геннадия Гончарова есть своя небольшая родословная. Его отец, Александр Яковлевич Гончаров, родился 28 ноября 1909 года в деревне Кабан-Бастрык. Мать, Устинья Николаевна Урамова, родилась 14 октября 1910 года. Умерла в 2004 году, похоронена в Заинске. Дед, Яков Егорович, родился в 1886 году. Во время войны он работал бригадиром. Его не брали на войну по состоянию здоровья. Умер 19 февраля 1967 года. Когда родилась бабушка по отцу Анастасия, Геннадий Гончаров не знает. Но умерла она довольно рано – в марте 1946 года.

Семья Устиньи и Александра Гончаровых проживала в селе Петровский Завод Сармановского района. Александра, отца Геннадия, посадили по доносу. Он умер в тюрьме 12 марта 1942 года. Устинья осталась жить с дочерью Валей в Петровском Заводе, а Геннадия отправили к бабушке с дедушкой в Кабан-Бастрык. Видимо, семье было материально тяжело. К тому же во время войны ушли на фронт братья Александра. Младший из них Михаил сказал родителям взять маленького Гену к себе на воспитание. Когда умерла бабушка Анастасия, мать Геннадия переехала в Кабан-Бастрык. Семья стала жить вместе.

Молодой Геннадий Гончаров

Когда Геннадий Гончаров вырос, он стал искать информацию об отце. Отправил запрос в Сармановский район, оттуда следы привели его в Самарскую область. Оказывается, Александр Гончаров был отправлен в безымянлаг. Условия труда и жизни в нем были невыносимы. В сутки там умирало до 100 человек. Их не успевали хоронить – сжигали. В лагере было более ста тысяч заключенных. На одного заключенного в казарме приходилась площадь меньше 1 квадратного метра. Место захоронения Александра Гончарова не установлено. Документы в связи с давностью срока – уничтожены.

Переезд в Пермь

В сентябре 1953 года в деревню пришла разнарядка, чтобы деревенские парни и девчонки не бездельничали, их отправили на лесоповал в Пермскую область. Среди них был Геннадий Гончаров. За работу на лесоповале им платили деньги. Весной 1954 года они вернулись обратно в деревню. Некоторых вернули сразу, поскольку им не было еще восемнадцати лет. «Меня тоже должны были вернуть. Парни мне посоветовали, скажи, что ты 1935 года рождения. Тогда ведь паспортов не было. Строго не проверяли. Вот так я и остался», - поделился Геннадий Гончаров.

В 1954 году Геннадий Гончаров приехал обратно в Пермь. Его позвали с собой дальние родственники Брицовы. Устроился на завод в железнодорожный цех, таскал шпалы и рельсы. Потом отправился в армию. Попал там в учебный полк. После того как прошел курс молодого бойца, отправился в Калугу, закончил учебу и получил звание сержанта. Вернулся в Подмосковье и охранял московское небо в числе других солдат. Сейчас ту воинскую часть, где служил Геннадий Гончаров, ликвидировали.

Вернувшись из армии, Геннадий Гончаров задумал восстановить потерянные знания и пошел в школу рабочей молодежи. По его словам, кроме русского языка, остальные предметы давались легко. Решил пойти в техникум, прошел по конкурсу. После третьего курса его пригласили на должность ведущего инженера. Геннадий Гончаров все добывал своим трудом. Он проработал более полувека во вредных условиях труда. Его общий трудовой стаж, если быть точным, составляет пятьдесят два года и четыре дня. Вместе с женой Фаей Гафуровной они воспитали сына Игоря. Он работает врачом. У Геннадия Гончарова есть внук Андрей. В семье шутят, что он называет себя русским кряшеном, ведь его отец Игорь наполовину кряшен, наполовину татарин, а мать русская.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев