Туганайлар

Для чего кряшены готовили төн буткасы?

Төн буткасы варили не только кряшены, но и нагайбаки

Төн буткасы - каша, которую съедали ночью в хлеве или в сарае за сохранность и спокоиствие домашних пристроек, скота (букв. “ночная каша”), например: Элеке төм буткасы пешеру буган. Аны теләк итеп ылапаска чыгып ашаганнар. Калган буткаларны шунда күмеп куйганнар. Аны кайсы урында ашаганын кешегә әйтмәделәр. Үзенең чимийәсе белән генә ашады. Теләкле урын буган ул гумергә. Бийеменнән килененә калган ул.  Аны күрешеләре дә белмәде (Гардали). Раньше варили ночью кашу. Ее ели с молениями на лабазе. Оставшуюся кашу закапывали в землю. На каком месте ее ели, чужим людям не говорили.  Ели только со своей семьей.  Это было место моления на всю жизнь.   От свекрови это досталось снохе.  Это место не знали даже соседи.   

Похожий на этот обряд был в прошлом и у нагайбаков: "В начале XIX века у нагайбаков был следующий обычай: в один из весенних дней нагайбачка варила кашу, и в тот день в доме должны были соблюдать тишину и спокойствие, татар-мусульман и русских в доме не должно было быть.  Две женщины, надев чистое белье и положив кашу в две посудины, с зажженной восковой свечой, спускались в подпол и, кланяясь в пояс воображаемому домовому, просили его молиться за них богу и отвращать от них беды в настоящем году. В эту же ночь нагайбачка с кашей и с пресными лепешками отправлялась на реку и, обращаясь к реке, говорила следующие слова: отец водя-ной и красавица водяная, примите от меня дар сей и оградите дом мой в этом году от опасности.  С этой молитвой она опускала при-несенную кашу и лепешки в воду.  Точно так жё нагайбачка входила с кашей в конюшню, где на привязи стояла лошадь, и опускала эту стряпню в ясли, затем, шепча, к кому-то обращаясь, просила, чтобы скот в этом году оставался цел и невредим, чтобы лошади были так же крепки, как сталь (Бехтеева, 1902, 169 181).   

Из книги Ф.Баязитовой "Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении"

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: