Чува: что утрачено кряшенами
Чува – это название верхней одежды (вариант: чуба)
Первое упоминание об особенностях традиционного костюма кряшен относится к четвертому археологическому съезду в России, бывшему в Казани с 31 июля по 18 августа 1877 года.
На этом съезде кроме прочих, участвовали Н.И.Ильминский и В.Т.Тимофеев.
Итогом съезда стало выпуск Трудов этого съезда, выпущенных в типографии Императорского университета в 1884 году.
На съезде краевед И.А.Износков сообщил о древних одеждах, носимых кряшенами Лаишевского уезда. При этом он представил их древние одежды и одежды, носимые в то время кряшенами Чистопольского уезда и мордвой. Обратив внимание на покрой древних одежд, вышивки на них сделанные, и на названия их «чува», господин Износков высказал предположение, что кряшены не собственно татары, а были какие-нибудь другие инородцы: чуваши, черемисы, или, быть может, мордва.
На сообщение И.А.Износкова были сделаны замечания Н.И.Золотницким и Н.Ф.Юшковым.
Н.И.Золотницкий выразил сомнение, чтоб можно было, на основании названия «чува», заключать, что эти кряшены были из чуваш, названия одежды не имеют в числе вышивок отличительного признака чувашских костюмов – звезды.
Комментарий Геннадия Макарова:
Чува – это название верхней одежды (вариант: чуба)
В старину у кряшен, кроме зиляна, имелась близкая к ней по покрою, но исчезнувшая в настоящее время халатообразная одежда. В этом отношении интересно сообщение Ш. Марджани о том, что до зилянов у татар носили что-то похожее на зилян из холста, без подкладки. Такую одежду называли джуа. Судя по экспедиционным данным, верхняя одежда с аналогичным названием (чува) широко бытовала у казанских татар, в том числе у кряшен. Чува кряшен была обычно женской одеждой. Шили ее из белого домотканого холста, в виде распашного халата, с цельной прямой спинкой, длинными прямыми рукавами, низким стоячим воротником. В северной части Заказанья чува украшалась вышивкой из красной шерсти.
Интересно, что чува кряшен являлась обрядовой одеждой. Так, в Западном Предкамье ее надевали во время жертвоприношения карман, а в Восточном Закамье — во время моления чюк. Одежда-халат, правда, неизвестно какого названия, покроя и оформления, применялась при погребальном обряде кряшен Мамадышского уезда.
Аналогичная кряшенской по покрою и материалу одежда (чува, чиба, чыба, чаба) бытовала также у мусульманских групп татар Заказанья, у которых даже имелась поговорка кырык кат чабадан бер кыптыр тун артык (т. е. одна шубенка лучше, чем сорок чаба).
Такая же чыба носилась мужчинами татарами, башкирами, тептерями в Актанышском и Мензелинском районах ТАССР. Верхняя одежда типа халата названием чыба бытовала у татар Свердловской и под названием чоба — у татар Пермской области. В коллекциях ГМЭ под термином чыба значится распашная одежда с цельной приталенной свинкой. Эту одежду носили мужчины татары, живущие в Башкирии. Такая чыба была сшита из черного с белыми полосками крашеного конопляного холста. Она имела длинные узкие рукава и низкий стоячий воротник. По материалу и по покрою эта чыба близка к сыба башкир. (
Из книги Юлдуза Мухаметшина.
Архивные материалы предоставлены Павлом Семеновым.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Комментарии
0
0
Была у меня одноклассница по фамилии Чуваева. стало интересно, откуда она могла такая взяться. Эта этимология вероятнее всего. Благодарю за столь подробный материал.
0
0