Туганайлар

Что носили наши предки?

Современная одежда скрывает лицо народа, а вот раньше по национальным костюмам можно было узнать народ. Однако были и такие виды одежды, которые носил не один народ. Например, зипуны, бишметы были известны как русским, так и тюркоязычным народам, в том числе кряшенам

Одежда кряшен до недавнего прошлого (вплоть до начала 30-х гг.) довольно заметно отличалась от одежды татар-мусульман, хотя последнюю вряд ли можно считать традиционной и древней, ибо отличительные характерные черты она стала приобретать лишь с конца XVIII в.

Традиционная же одежда кряшен, хотя в целом и включала в себя общетатарские элементы, но имела множество самобытных особенностей. В ее покрое, оформлении, способах ношения еще до недавнего времени можно было наблюдать ряд старинных черт и локальных различий. Еще во второй половине ХIХ в. основная масса сельского населения носила одежду, сшитую, из тканей домашнего производства. Нижнюю одежду целиком шили из холста и пестряди. С конца ХIХ века в кряшенскую деревню интенсивно проникают фабричные ткани. Средняя, особенно зажиточная, часть кряшен для пошива праздничной и выходной одежды приобретала сатин, шевиот и другие ткани. Эта одежда отличалась наличием большого количества украшений из серебра, бисера, позумента. Основной частью как женской так и мужской одежды были рубаха и штаны. Наиболее древней  и распространенной являлась рубаха, имеющая туникообразный покрой (мужская и женская отличалась только длиной и шириной). В старину рубаху этого типа шили из белого холста, но к 30-м гг. она сохранялась лишь в единичныx селениях, например, в Восточном Закамье, где белые рубахи старого покроя носили в дни поминок. Край рукавов, трудной вырез и подол белых холщевых рубах украшали вышивкой. Неременным атрибутом таких рубах были пояса - плетеные, вязаные или плотнотканые с кисточками на концах. Второй тип рубахи - с отрезной талией - носили только женщины. Он отличался от первого и оформлением. Прежде всего грудной вырез украшался изү - дугобразно нашитой полоской из ситца, позумента, кружев. На верхнюю часть подола, а иногда и по его нижнему краю нашивали оборки, которые украшались лентами, кружевами, браными узорами.

Под рубахами замужние женщины носили нагрудник, украшенный тамбурной вышивкой. Неотъемлемую часть костюма мужчин и женщин составляли передники (алжапкыч) с грудкой и без. Подол передника полностью покрывал бока. Девичьи передники из пестряди и сатина украшались аппликацией из цветных лент и кружев. Разнообразна была верхняя одежда. Поверх рубахи с передником надевался безрукавный камзол, который носили как мужчины, так и женщины. Но к концу ХIХ в. камзол становится праздничной одеждой только девушек и молодых женщин. По покрою камзолы имели приталенную форму. Такая одежда имелась не только у татар, но и у башкир, казахов. Праздничные камзолы, особенно девичьи, по подолу, краям бортов, ворота и проймам рукавов украшались аппликацией из цветных тканей, лент, серебряного позумента. Подкладка камзолов была из легких тканей или пестряди. особенно ценились камзолы с подладкой из меха лисьих лапок.

Характерной летней одеждой девушек и молодых женщин являлись зиляны . В прошлом зиляны носили и мужчины. Наиболее старинной формой зилянов были сшитые с прямой спинкой. Их шили из белого холста, с прямыми рукавами, без воротника, карманов, застежек и завязок. Были и другого типа, со стоячими вортниками, приталенные и с оборками. Концы рукавов, края ворота украшались краской шерстяной вышивкой гладью. Зиляны шились из черных фабричных тканей с подкладкой. Мужские и женские зиляны отличались количеством клиньев ниже талии. Наиболее распространенной верхней одеждой мужчин являлся казакин, подобие зипунов русского покроя. Кроме того в весенне-осенний период носили чикмени, также известные русскому крестьянину. Женские чикмени, особенно в Восточном Закамье, по краям бортов, ворота, подола и рукавов отделывались полоской черного плиса или бархата. Другим видом суконной верхней одежды женщин являлся армяк. Его шили из черного сукна, он имел приталенный силуэт, с оборками сзади (бермэле эрмэк). Укороченная форма этой одежды в Западном Прикамье называлась манарка. В последние годы перед коллективизацией она шилась исключительно из фабричных тканей. Зимней одеждой мужчин и женщин служили бишметы, шyбы , полушубки и тулупы. Последние были дополнительной накидкой поверх основной одежды во время поездок за пределы деревни на лошадях. Шубы (тун) чаще были укороченными до колен (пинджак, тужурка), судя по названиям фасоны были заимствованы у русских. В последующие годы и нижняя и верхняя одежды кряшен, как и у других народов, подгонялись под "городской манер". - Лит.: Мухаметшина Ю.Г. Татары-кряшены. - М 1977, «Наука»

Из книги М.Глухова "Tatarica.Энциклопедия"

 

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: