Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

“Бермянчек”, всегда свети, пусть восхищается весь мир!

Статья, вошедшая в цикл публикаций в печатных изданиях и в число победителей во Всероссийском конкурсе "Многоликая Россия!"

27 октября в Казани откроет свой десятый юбилейный концертный сезон Государственный ансамбль кряшен “Бермянчек”. Концерт пройдет в Татарской государственной филармонии.

Корни ансамбля уходят в 2002 год, когда известным фольклористом, этномузыкологом Геннадием Макаровым на базе Казанского государственного университета культуры и искусств был создан молодежный кряшенский фольклорный ансамбль «Бермянчек». Среди первых участников были студенты факультета национального искусства университета культуры Оксана Дмитриева, Сергей Гладков, Снежана Абрамова, Алексей Савельев, Римма Никитина, Лиана Миронова, а также студентки Казанской государственной консерватории имени Нажиба Жиганова Вера Васильева и Светлана Матвеева. Когда в 2007 году образовалась Общественная организация кряшен Татарстана, одним из пунктов в числе задач организации было создание Государственного ансамбля кряшен. Таким образом, по инициативе Общественной организации кряшен республики, при поддержке президента и правительства Татарстана, министерства культуры республики, в феврале 2008 года был создан ансамбль «Бермянчек».

Этого события кряшенская общественность ждала давно. Первый концерт ансамбля «Бермянчек» прошел с ошеломительным успехом. Кряшены с большим воодушевлением, с волнением и любовью принимали каждую ноту кряшенских мелодий, каждое слово песен, каждое движение танцев… Появление ансамбля «Бермянчек» всколыхнуло весь творческий мир республики. Его деятельность, репертуар, художественный и артистический состав подвергались и критике, и одобрению. На протяжении десяти лет ансамбль искал своё лицо, свое место в мире музыки. Сегодня мы можем сказать, что ансамбль «Бермянчек» – это совершенно уникальное явление в культурной жизни нашей республики. Репертуар ансамбля – это результат многолетних этнографических экспедиций, где были собраны уникальные и разноплановые образцы этнической культуры различных территориальных групп кряшен.

Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек» уникален тем, что большой вклад в его становление и развитие вносят люди самых разных национальностей. С первых дней в ансамбле работает художественный руководитель ансамбля Эльмира Кашапова, большую любовь к кряшенскому фольклору испытывает хормейстер, кандидат искусствоведения Эльвира Камалова, проникся этой культурой и руководитель танцевальной группы Радик Шайхутдинов. С самого основания ансамбля работает сегодняшний руководитель оркестра – калмык Эрдни Чавлинов. Заслуживает уважения многолетний труд артистов-вокалистов – Лианы Мироновой (Алексеевой), Ильнара Зайнутдинова, Снежаны Абрамовой, Газинура Загидуллина, Александра Игнатьева, Регины Павловой, Ильнура Ахатова, Ильмира Касимова. Стоявшая у истоков создания ансамбля Оксана Дмитриева в 2017 году стала Заслуженной артисткой Татарстана. Годом ранее этого же звания была удостоена артистка оркестра – обладательница многогранного таланта Елена Григорьева. Непревзойденные кряшенские мелодии на протяжении этих десяти лет звучат со сцены благодаря таким высококлассным музыкантам, как Азат Хамидуллин, Адель Низамутдинов, Дмитрий Матвеев, Римма Бикиева, Марсель Авзалов. Всю пластику, неповторимую грацию народных кряшенских танцев зрители могут видеть в исполнении талантливых танцоров – Лейсан Адиевой, Руслана Насыйрова, Нафисы Ахмеровой, Дмитрия Тачаева, Юлии Габдрахмановой, Алмаза Тукманова и Алсу Хусаиновой. Также в коллективе ансамбля “Бермянчек” есть люди, которые не блистают в свете софит, но их работа так же важна – это администраторы Екатерина Пашаева (Максимова), Олеся Полякова, заведующая костюмерной Золайха Зиннатова. Эффективный руководящий тандем сложился с 2010 года у директора ансамбля Артура Полякова с его заместителем Линаром Каримовым. Они найдут решение в самых непростых ситуациях, подберут ключ к любой творческой душе и сделают всё для плодотворной работы ансамбля. Ведь недаром говорят, что основа успеха любого дела – это люди. А в “Бермянчек” работают люди, любящие свое дело. И результат этого многогранного труда зрители смогут оценить 27 октября.

Дмитрий Матвеев: “Музыка кряшен схожа с музыкой чуваш”

В преддверии десятилетия "Бермянчек", артист оркестра, баянист Дмитрий Матвеев рассказал о схожести двух культур

– Я пришел работать в ансамбль лет пять назад по приглашению руководителя оркестра Эрдни Чавлинова. Когда-то мы с ним учились в консерватории. На момент его приглашения я работал не по специальности и проживал в другом городе. Но музыка и сцена всегда влекли меня, поэтому я решил попробовать. До работы в “Бермянчек” я ни разу не сталкивался с кряшенами, и знал о них только понаслышке от однокурсников, которые параллельно с учебой начинали работать в кряшенском ансамбле. Когда приступил к работе, открыл для себя много нового. В частности, меня, как представителя чувашской национальности, поразила схожесть музыки кряшен с музыкой моего народа. То, что исполняют в наших чувашских деревнях, мы исполняем тут! Помню, еще мой папа играл на гармошке чувашские песни и частушки, а здесь весь кайбицкий блок практически идентичен с нашей культурой. Я доволен, что пришел работать в “Бермянчек”, ведь если посмотреть на его историю, можно увидеть, что ансамбль сильно вырос и уверенно движется вперед в своем направлении. Я рад быть его частью.

Регина Павлова: “Бермянчек” движется в правильном направлении!”

Солистка ансамбля "Бермянчек" рассказывает о том, как стала частью этого коллектива

– В ансамбль “Бермянчек” я пришла работать в феврале 2013 года. Тогда я была совсем юной – мне было всего 18 лет! Несмотря на мой возраст, руководство разглядело мои возможности, увидели потенциал. Считаю, что я не подвела ансамбль, ведь за это время смогла успешно окончить учебу и на сегодняшний день являюсь ведущей солисткой в коллективе. Параллельно с работой я училась в Казанском институте культуры и искусств на кафедре сольного народного пения Народной артистки Татарстана и России Винеры Ганеевой. Отмечу, что народное и фольклорное пение имеют некоторые различия. В ансамбле мы выводим на сцену старинные песни, которые исполняли наши бабушки и дедушки. В эти песни мы вкладываем всю душу, стараемся максимально приблизить свою манеру исполнения к тому, как её исполняли наши предки. До сегодняшнего дня еще ни разу я не слышала критики в адрес ансамбля, поэтому считаю, что мы движемся в правильном направлении.

Мои земляки, родственники очень гордятся тем, что я работаю в ансамбле “Бермянчек”. Даже когда приезжаю в родной Мамадышский район, многие незнакомые люди подходят ко мне со словами поддержки и похвалой за то, что я работаю во благо сохранения кряшенской культуры. По-другому и быть не могло! Я выросла в кряшенской семье. И с папиной, и с маминой стороны у меня музыкально одаренные родственники. С детства я слышала кряшенские мелодии, песни. Я даже еще помню свою прабабушку, которая прожила до ста лет. Их песни вошли в мое подсознание и теперь это неотъемлемая часть меня. Пусть я и не запомнила слова всех тех песен, что пели мои бабушки, зато я усвоила именно кряшенскую манеру исполнения. Это у меня в крови.

Александр Игнатьев: “Нет предела совершенству”

В преддверии десятилетия ансамбля "Бермянчек", солист Александр Игнатьев рассказал о том, как стал частью этого коллектива

– В 2010 году я пришел в ансамбль “Бермянчек”, еще будучи студентом Казанского педагогического университета. Моим педагогом была Народная артистка Татарстана Лидия Ахметова. Она тогда руководила студенческим фольклорным ансамблем “Салям”. В составе этого ансамбля я принимал участие во многих конкурсах и фестивалях, в том числе и в конкурсе молодых исполнителей кряшенской песни “Туым җондозы” (“Рождественская звезда”). Тогда меня и заметила художественный руководитель ансамбля “Бермянчек” Эльмира Кашапова и пригласила в коллектив. Я с большим удовольствием принял это предложение.

– Можно ли назвать твою работу здесь как “зов сердца”?

– Наверное, да. Если бы этого не было в крови, если бы не было этого зова сердца и души, я бы не задержался здесь надолго... В принципе, в ансамблях очень сложно работать, не каждый может через это пройти.

– Есть ли чувство гордости за то, что ты причастен к этому?

– Я горжусь тем, что у нас в республике есть единственный государственный ансамбль кряшен. Но я не могу сказать, что испытываю огромную гордость за наше дело. Ведь для того, чтобы полностью душа радовалась, нужно еще многое сделать, много работать – и коллективу, и мне самому. Нам есть куда стремиться, есть куда расти.

– Если бы не было этого ансамбля, как бы сложилась твоя судьба?

– Я очень часто об этом задумывался. Возможно, у меня было бы больше времени на сольную карьеру и, может быть, я добился бы большего продвижения. Но сегодня я стараюсь работать в обоих направлениях. Потому что и без ансамбля никак, его оставить я уже не могу, и отказываться от сольной карьеры я не хотел бы, потому что это мечта детства.

Юлия Туктарёва: “Не могла подумать, что стану частью “Бермянчек”

Солистка ансамбля "Бермянчек" Юлия Туктарёва (Савельева) отмечает, что нагайбаки возлагают на неё большие надежды

– В 2013 году “Бермянчек” приезжал с концертом к нам в поселок Остроленский Нагайбакского района Челябинской области, откуда я родом. Совершенно случайно я попала на этот концерт и тогда даже подумать не могла, что когда-нибудь я стану его частью. Когда шла после концерта домой, мне позвонила директор нашей музыкальной школы и сказала, что со мной хочет увидеться Геннадий Макаров. Тогда я даже не знала, что это известный в Татарстане ученый и знаток этнической музыки. Он рассказал, что в Казанской консерватории есть факультет этномузыкологии и предложил мне поступать туда после окончания школы. С того дня у меня появилась мечта – работать в ансамбле “Бермянчек”. Так я попала в Казань. Поступив в консерваторию, я погрузилась в изучение фольклора народов Поволжья, стала петь в студенческом фольклорном ансамбле. Спустя некоторое время, меня пригласили в “Бермянчек”. И вот уже третий год я работаю в этом ансамбле. Радует, что в репертуаре много нагайбакских песен. На репетициях я стараюсь показать коллегам особенности нагайбакского произношения, которое довольно заметно отличается от кряшенского. Если кряшены всегда жили в тесной связи с татарами, то нагайбаки жили отдаленно, в окружении русских, что наложило свой отпечаток на произношение. Моя семья очень положительно относится к моей работе, мной гордятся не только родные, но и вся деревня и нагайбакское население района. Для них Государственный ансамбль кряшен “Бермянчек” – это что-то нереальное. Они возлагают на меня большие надежды, так как я единственная представительница нагайбакской культуры в ансамбле.

Золайха Зиннатова: “Кряшенская песня не может не нравится!”

Заведующая костюмерной ансамбля "Бермянчек" Золайха Зиннатова работает в коллективе со дня его основания и считает, что кряшенской песне нет равных

– Я пришла в “Бермянчек” совершенно случайно в 2008 году, когда ансамбль только готовился к открытию. В свое время я окончила техникум легкой промышленности, а уже во время работы в “Бермянчек” отучилась в Казанском училище народных художественных промыслов. Вся моя деятельность заключается в костюмах: готовлю их к каждому выступлению – где надо – постираю, поглажу, подошью, подгоню по фигуре. Во время создания новых сценических образов предлагаю свои идеи, учитывая опыт использования прошлых костюмов. Всегда сопровождаю ансамбль на гастролях. Для меня это не тяжело, потому что я очень люблю эту работу. Мне безумно нравится репертуар ансамбля. Я присутствую практически на всех репетициях и получаю огромное удовольствие от каждой новой песни. Кряшенская песня просто не может не нравится! Каждая из них своеобразна, несет свой глубокий смысл. Она не похожа ни на татарскую, ни на русскую. С кряшенской культурой сталкивалась и до работы в ансамбле “Бермянчек”, ведь я родом из Тюлячинского района, где есть несколько кряшенских сел. Да и в нашей татарской деревне проживало несколько кряшенских семей. Мы с детства играли, учились вместе с кряшенскими детьми, ходили друг к другу в гости, с некоторыми из них дружим до сих пор.

Алмаз Тукманов: “У кряшенского танца свой характер”

Танцор ансамбля "Бермянчек" Алмаз Тукманов рассказал, чем отличаются кряшенские танцы от танцев других народов

– В ансамбль я пришел в 2012 году. До этого учился в Елабужском училище культуры и искусств. После окончания год работал педагогом по хореографии. В один прекрасный день в училище приехал директор ансамбля “Бермянчек” Артур Поляков и объявил, что набирает ребят в танцевальную группу. Так, я приехал в Казань. До этого я ни разу не сталкивался с кряшенской культурой, поэтому работа в ансамбле открыла для меня много неизведанного. Пришлось все схватывать “на лету”. Специфичный танец “Чабата” и зажигательные молькеевские танцы “Сикереп бию” – мои самые любимые. Кряшенские танцы отличаются характером исполнения, если в русском танце преобладают широкие движения, то у кряшен движения основаны на разных видах дробей. За время работы мы смогли добиться определенного стиля исполнения, добавился характер.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев