Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Далекие близкие

Обряды, традиции нагайбаков

Обряды и традиции нагайбаков отражают человеческий цикл бытия на нашей земле: свадьба и дальнейшие события в жизни семьи

На посиделках, о которых мне рассказали парижские бабушки, молодежь не только веселилась. Девушки там готовили приданое – вышивали, выбивали полотенца, покрывала и т.д. Та, у которой не было выбитых вещей, считалась плохой невестой. На свадьбу со стороны молодой приезжал целый «поезд», на котором везли приданое – сундук, кровать, перину, подушки, рушники. Все это девочка начинала готовить с пяти лет, к моменту выхода замуж должно было собраться пять узелков. Интернета тогда не было, шутят нагайбачки, приходилось искать узоры, копировать.

Родственники и гости съезжались в лучших повозках. Впереди «свадебного поезда» – вожак (аргыш), за ним везли постель молодушки и всё приданое, следом двигались деверь и т.д. На постель сажали двух мальчиков. Навстречу этому «поезду» из дома свата выходили с хлебом-солью и пивом. Когда привозили приданое, собирались соседи, зеваки и все смотрели, сколько полотенец, подзоров и т.д. И давали оценку, хорошая невеста или нет.

Позднее наступало время бэби мае (торжества по случаю рождения ребенка), бала чукындыру (дня крещения ребенка с обязательным церковным обрядом). Принимала роды абей (бабушка, повитуха), она же совершала бэбэй мучасы (омовение ребенка в бане) с приговорами и заклинаниями (от сглаза, порчи, болезней), «правила» (массажировала) роженицу. Крестные отец (Жэш ата) и мать (Жэш инэ) почитались на протяжении всей жизни, обязательно присутствовали на семейных торжествах.

В упомянутой повести Ольги Теряковой, помимо приключенческого сюжета, много интересных описаний традиций и быта нагайбаков: поминки по усопшему, проводы казака на службу, весенние проводы льда (на нем разжигались костры), частушечные состязания, моление о дожде. Последний обряд выполняется и сейчас, в засушливые годы. Его совершают старики и старухи. Приносится в жертву курица, дети собирают по домам крупу, масло, яйца. Из этих продуктов на лугах, возле речки или родника, в больших котлах варится жангыр боткосы – дождевая каша. После угощения собравшиеся начинают обливать друг друга, сбрасывать в воду, заходят домой и тоже обливают. Когда в последний засушливый год в Париже проводили моление о дожде, из туч брызнуло несколько капель.

Основу жизни поддерживали и поддерживают различные трудовые обряды и обычаи: урак эмесе (помощь в жатве), сус эмесе (толчение конопли), эй кутэру эмесе (постройка дома), тулак басу (коллективное валяние сукна).

Самым значимым в жизни народа считается праздник «Аш биру» (дословно – «Есть даю»), его отмечают и в наши дни. Он посвящен поминовению предков и приурочен к Михайлову дню – 21 ноября по новому стилю. Семья, решившая устроить большие поминки, посвященные определенной годовщине смерти близких (отца, матери, брата и т.д.), но не ранее трех лет и обязательно нечетной, готовит жертвенное животное. Для этого специально откармливают или покупают телку или корову, желательно белого цвета. Нагайбаки считают белый цвет символом чистоты сердца.

Начало: Нагайбаки - юный народ

Лев Лузин, mediazavod.ru

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

6

0

0

0

1

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев