Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Блог

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАГАЙБАКОВ: ИСТОКИ И ЭТАПЫ, Н.А.Халиков, Национальный музей Республики Татарстан

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАГАЙБАКОВ: ИСТОКИ И ЭТАПЫ, Н.А.Халиков, Национальный музей Республики Татарстан

В статье рассматриваются время, этапы, причины сложения материальной культуры нагайбаков на примере их жилища, одежды, пищи с древних времен до наших дней

История формирования этой этносословной и конфессиональной группы поволжских татар складывается из нескольких периодов. Можно их выделить четыре: I этап: время до середины XVI в., когда предки нагайбаков были частью казанско-татарской народности. II этап: с середины XVI столетия и до первой трети XVIII в. – эта часть татар уже в качестве крещеных ясачных крестьян проживали в Предкамье, затем в Закамье. В это же время в состав будущих нагайбаков вошли ногаи («арские князья»), что, возможно, и послужило в определенной степени основанием современного названия народа. III период, длившийся с 1736 г. (указ Анны Иоанновны о зачислении этой группы крещеных татар в казаки) по 1842 гг. – время их проживания в качестве служилых в Башкирском Приуралье (Нагайбацкая крепость, селения Бакалы, Ахманово, Зияшево и др.). В состав нагайбаков входят калмыки, выходцы с Кавказа, Средней Азии. IV этап. Переселение в 1842 г. в Южное Зауралье, в Верхнеуральский, а также Троицкий уезды Оренбургской губернии. Здесь существенную роль играли и своеобразные природные условия, отличные от прежних мест обитания предков нагайбаков. Сказывалось и новое этническое окружение: русские и казахи.

Этапы сложения этнической общности нагайбаков видны на примерах материальной культуры*. Интересен опыт Ю.Г. Мухаметшина, предложившего способ выделения ареальных, локальных комплексов культуры (в его случае – культуры строительной) на основе результатов этнографического картографирования [2]. Этот же метод возможно применить и к другим областям материальной культуры: одежде, пище и др.

К первому, отчасти – второму периоду истории нагайбаков относятся сложение общеареальных, или, иначе, общетатарских черт культуры нагайбаков.

В области строительства это двухраздельная усадьба (дворогород) с постройками, объединенными группами; срубная домостроительная техника. Преобладающим было жилище типа «изба-сени» и «изба-сени-изба» с фундаментом «на столбах» и двухскатной крышей. Внутренняя планировка избы относилась к северносреднерусской традиции (с печью у входа устьем к передней стене). Печь сооружалась «татарского» типа, с котлом, топящаяся «побелому», с лавкой «уша». Обязательно ставили нары («сəке») и скамьи, покрытые кошмами и коврами. В быту нагайбаков присутствовало много постельных принадлежностей, перин, подушек, а также матерчатых украшений на стенах, расшитых полотенец, салфеток и т.п. (впрочем, характерные для жилища казанских татар-мусульман подзоры «кашага» у кряшен были редкостью). Следовательно, в традиции домостроения нагайбаков лежат те же традиции, что и в целом в культуре татар Поволжья и Урала, отчасти у народов региона, и, еще шире, у тюркоязычных народов Востока.

Многие виды одежды нагайбаков также относятся к первому, иногда к первому-второму периодам. Прежде всего, это мужская и женская нижняя домотканая пестрядинная одежда – туникообразная рубаха «күлмəк» (мужская – косоворотка) и штаны «ыштан» с «широким шагом». Тот факт, что мужская и женская одежда не различались по крою, способу ношения свидетельствует об их древности [7, с.55]. Непременными в кряшенской традиции были кушаки «эзəр», пояса «билбау», передники с грудкой «алъяпкыч». К этому же периоду (до середины XVI столетия) относятся многие виды верхней одежды нагайбаков: короткие «кафтан» и «камзол», длиннополые и халатообразные «чикмəн», («зыбын», «җилəн»), «чоба», шубы «тун» и «толып». Характерными и достаточно древними, общими для всех кряшен (I–II периоды) были женские головные уборы нагайбачек: архаичный калфачный комплекс, в который входили собственно «ак калфак», шапочка «мəлəнчек», налобная повязка «ука Халиков Н.А. Традиционная культура нагайбаков: истоки и этапы 181 чачак», накосники «чач бау», а также «сүрəкə», свадебный платок «түгəрəк яулык». В это же время у кряшен повседневной и широко распространенной обувью становятся лапти («прямого плетения», так называемые «татарские») с суконными чулками «тула оек».

Как видно, основные части костюма нагайбаков относятся к первому периоду, то есть бытовали уже до середины XVI столетия. Все эти элементы культуры в целом были характерны для волгоуральских татар, прежде всего казанских, т.е. костюм нагайбаков начал формироваться еще в Заказанье [7, с.61–62].

К третьему-четвертому периоду истории нагайбаков относятся следующие элементы строительной культуры и зодчества. Гумно и ток располагались за околицей селения (следствие больших земельных владений служилых казаков), которые, как и усадьбы по большей части были неогороженными. Дома помещались на линии улицы. Собственно дома во второй половине XIX – начале XX в. все чаще становятся многокомнатными усложненной планировки. На усадьбе бытовали летние кухни и открытые печи-очаги. Широко употреблялись каркасно-столбовые, каменные, саманные постройки. В интерьере непременным был «красный угол» («тəре почмак») с киотом. Под русским влиянием распространились полати («сундере»). На стенах помещали изображения императорской семьи, солдат и батальных сцен.

В последний период у нагайбаков складываются в декоративном оформлении женского нижнего платья и мужской свадебной одежды. Это верхнеуральский вариант (украшения в виде аппликации) и троицкий вариант (основой служили элементы художественного ткачества). В последнем случае декор платья был схож с костюмом елабужских кряшен, пермских татар.

К четвертому этапу относятся черты строительной культуры нагайбаков, характерные для Южного Зауралья с его горно-степным ландшафтом, континентальным климатом. Здесь во второй половине XIX столетия почти окончательно исчезают леса. Поэтому в постройках, прежде всего хозяйственных, используются камень, саман и даже дерн. Нередкими были каркасно-столбовые сооружения со стенами из плетня. Фундамент в жилищах с земляными полами отсутствовал. Двухскатные крыши обычно были уплощенными. К местным особенностям у нагайбаков следует отнести бытовавшие дома – пятистенники без отдельных сеней. Или постройки типа «избасени-изба», где все три камеры были жилыми. Наконец, в Зауралье у нагайбаков не встречались жилища «изба-сени-клеть», бытовавшие у кряшен Поволжья и Предкамья. Не было у них и двухэтажных домов с полуподвальным жилым этажом, какие встречались у кряшен Предкамья и Закамья [4, с.87].

Так сложились северные и южные варианты, традиции строительной культуры нагайбаков [5, с. 47–48].

В это же время (IV период) у нагайбаков входит в широкое бытование казачья одежда общерусского образца. У всех кряшен, включая нагайбаков, получает распространение шуба «борчатка», как и вообще клинообразная одежда.

Упомянем еще одну характерную особенность культуры нагайбаков. Подмечено, что в их строительном деле было много общего с зодчеством пермских, чепецких татар и елабужских кряшен, воплощавших черты «северного домостроительства» [5, с.31]. И это не случайно, поскольку Южный и Средний Урал, территории бывших Пермской и Оренбургской губерний соседствуют. И Пермский край, и Южный Урал заселялись татарами во второй половине XVI – XIХ вв. преимущественно из районов Предкамья (Заказанья). Наконец, оттуда же, с территории Казанской и Вятской губернии к нагайбакам приходили мастеровые плотники-отходники, ладившие им избы согласно своим традициям. Эти черты восходили к второмучетвертому этапам истории народа.

У нагайбаков было много параллелей в одежде, в способах ношения, в ее названиях с пермскими татарами: у тех и других было много архаики [7, с.52].

Об общих корнях, уходящих в древность, свидетельствует и строительная лексика, сходная для татарского народа, в том числе и нагайбаков: «өй» (дом), «түшəм» (потолок), «тəрəзə» (окно) и др. Некоторые термины были весьма архаичные, такие, как «сайгак» (пол).

Известно, что традиционная кухня и пища народа весьма консервативна, долго, столетиями сохраняет архаичные черты. Так было и с пищевыми обычаями, пристрастиями нагайбаков. Соответственно с их хозяйством, кухня имела зерновое и мясо-молочное направление и корнями уходит в далекое прошлое. В системе питания нагайбаков очень много общего со средневолжскими кряшенами и, шире, с казанскими татарами, татарами Поволжья и Урала, народами региона, с тюркским миром.

Из зерновых культур нагайбаки в XIX столетии использовали (по убывающей) пшеницу, овес, ячмень, рожь, рис, гречиху [1, с.141]. Они издавна (I период) употреблялись на муку, крупу. В XIX в. пшеничная, в меньшей степени ржаная мука шла на приготовление хлеба («икмəк, ипи»), на всевозможные изделия, выпечку. Мукой заправляли бульон, получая болтушку «боламык». Кусочками теста издавна заправляли супы «аш», такие, как «токмачлы аш» (суп с клецками). Крупы использовались на каши «ботка», самые разнообразные, бытовые исконные, и обрядовые, жертвенные – овсяные, пшенные, полбяные, ячменные, гречневые, в последние столетия – рисовые. Широко употребительными и древними были печеные, жаренные мучные изделия: пышки «көлчə» («кабартма»), лепешки «тəбикмəк» («күзикмəк»), блины «бəлен», оладьи «коймак», ватрушки «шəнге», пироги «беккəн» и пирожки «кыстыбый» (I период).

Нагайбаки, имевшие в достатке сенокосы и выгоны, были вполне обеспечены скотом. Поэтому мясо, молоко в их кухне занимали видное место и были не только частыми на столе, но играли заметную роль в качестве обрядовой, жертвенной пищи.

Особенно распространенным и почитаемым мясом была баранина, затем телятина, говядина. Нагайбаки, даже будучи православными, все же употребляли конину, древний продукт кочевников (I период). А вот к свинине они относились с предубеждением (II– III периоды).

Мясо отваривали в бульоне и подавали отдельно. Его солили и вялили («каклаган ит»). Делали колбасу, в том числе конскую («казы») и колбасу из мяса, ливера с крупами («тутырма»). Мясной фарш применяли для пельменей «шөшбəрə». Очень давней была традиция (скотоводческая) приготовления блюд из крови животных: жаркое «кан тəбəсе», колбаса «кан тутырмасы». Древним блюдом было отварное легкое, фаршированное печенью, яйцами «үпкə бавыр» (I период).

Нагайбаки держали много птицы: кур, уток, гусей, находившей место и на их столе. Причем, блюда из птицы, вареной, жареной, тушеной в виде супов, с гарниром из каши, в качестве начинки пирогов считались праздничными, гостевыми, а также использовались как жертвенные. В широких масштабах, по разным поводам, также издавна и в разных видах применялись яйца домашней птицы (I период).

Издавна, еще с первого периода в питании народа видное место занимали молоко и молочные продукты. Собственно молоко в «чистом» виде использовали редко, им лишь забеливали чай, похлебки и супы. Употребляли молозиво. Чаще молоко применяли в кислом, квашеном виде. Так, древними и очень популярными были «катык» и напиток из него, катык с водой – «айран». Широкое применение находили сливки «каймак», простое и топленое масло «май», различные виды творога и сыра: «эремчек», «сезмə», твердый сыр «корт» (I период).

Нагайбаки издавна охотно употребляли рыбу, варили, жарили, делали пироги с начинкой из нее. Использовали и мясо дикого зверя, птицы.

В питании нагайбаков, по крайней мере, в XIX в., определенное место занимали овощи. Репу, свеклу, морковь, огурцы, лук, позднее картофель выращивали сами, либо покупали у русских соседей. Эту часть кухни с давних времен дополняли дикорастущие растения (крапива, борщевник, щавель и др.), ягоды (черемуха, вишня, земляника, клубника, боярышник, терн), сбору которых уделяли должное внимание. В последнее время (IV период) стали собирать и грибы.

В будни и праздники на столе присутствовали разнообразные компоты, кисели, напитки – квас, пиво и др. Как и вообще у татар, почетом у нагайбаков пользовался чай, настоящий китайский покупной и его заменители собственного сбора. Издавна (I период), особо ценился мед.

Все вышеизложенное дало основание Ю.Г. Мухаметшину, изучавшему эту тему, констатировать, что кухня, пища нагайбаков сходна со средневолжскими татарскими и кряшенскими образцами [3, с.131].

Говоря о традиционной культуре нагайбаков, следует отметить и влияние их соседей. Так, в лексике нагайбаков по зодчеству бытовали термины «усад'ба», «калинкə [6]. Жилище типа «изба-сениизба» называлось по-русски «связь». В кухне нагайбаков по отношению к аналогичному татарскому пирогу «бəлеш» использовалось русское название «курник», как и по отношению к таким блюдам как «холодец», «жаркое». Обычными также являются капустные «шти», типичная «окрошка» на квасе.

К башкирскому, ногайскому влиянию у нагайбаков можно отнести пластовые постройки и юртоподобные «тирмə» [1, с.103].

Следовательно, основы многих элементов и явлений материальной культуры нагайбаков уходят в далекое средневековое прошлое татар Поволжья и Урала, в тюркский мир. В целом их традиционная культура была тождественна культуре средневолжских и прикамских кряшен, в некоторых чертах похожа на культуру пермских татар. Уже после переселения нагайбаков в Зауралье становится заметным влияние местной природной среды, социального положения служилых казаков, инокультурного окружения.

Источники и литература

1. Атнагулов И.Р. Нагайбаки. Опыт комплексного историко-этнографического исследования хозяйства и материальной культуры второй половины XIX – начала XX века – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 244 с.

2. Мухаметшин Ю.Г. Общетерриториальные и локальные комплексы усадеб и построек татар Приуральского региона // Приуральские татары. Казань, 1990. – С.71–92.

3. Мухаметшин Ю.Г. Пища из животноводческих продуктов в системе питания нагайбаков // Нагайбаки (комплексное исследование группы крещеных татар-казаков). – Казань, 1995. – С.128–140.

4. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены: Историко-этнографическое исследование материальной культуры. Середина ХIХ – начало ХХ вв. – М.: Наука, 1977. – 184 с.

5. Мухаметшин Ю.Г. Этнографический обзор конструкции и типов традиционных жилищ нагайбаков и их ближайших соседей // Нагайбаки комплексное исследование группы крещенных татар-казаков). – Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 1995. – С.29–50.

6. Садыкова З.Р. Названия хозяйственных построек и инвентаря в татарском языке. – Казань, 2003. – 210 с.

7. Суслова С.В. Традиционная одежда нагайбаков: компонентный анализ // Нагайбаки комплексное исследование группы крещенных татарказаков). – Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 1995. – С.50–63.

*Основанием для написания статьи послужили собственные материалы автора, полученные в ходе этнографических экспедиций 1982 и 1987 гг. в Чебаркульском и Нагайбакском районах Челябинской обл., а также публикации полевых материалов по нагайбакам моих коллег – Ю.Г.Мухаметшина [3; 5], С.В.Сусловой [7].

Источник: Халиков Н.А. Традиционная культура нагайбаков: истоки и этапы / Н.А.Халиков // Кряшенское историческое обозрение: сб. ст.: вып.1. - Казань, 2016. - С. 179-186.

Оставляйте реакции

1

0

0

0

1

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев