Светлана Белоруссова рассказала о том, как функционирует этнос в киберпространстве
Рассказ о том, как изучать этничность не только в полях, но и на «полях» интернета, получился увлекательным, насыщенным информацией и проблемами, которые еще не решены и которые предстоит решать в будущем молодому поколению исследователей
Накануне майских праздников в просветительском проекте ВятГУ «Лекции в Политехническом» заведующий лабораторией музейных технологий, старший научный сотрудник отдела этнографии Центральной Азии МАЭ РАН, кандидат исторических наук, режиссер Светлана Белоруссова (Санкт-Петербург) поделилась своим видением о конструировании этнических групп в интернете, об особенностях идентификации этносов в аспекте новаций и традиций
Её визит в город Киров проходил в рамках Дней этнографического кино в Институте гуманитарных и социальных наук.
Рассказ о том, как изучать этничность не только в полях, но и на «полях» интернета, получился увлекательным, насыщенным информацией и проблемами, которые еще не решены и которые предстоит решать в будущем молодому поколению исследователей.
– Человеку издревле присуще ощущение некоей раздвоенности – желания перейти из мира реального в воображаемый – заглянуть в мир своих предков, прочитать с помощью наскальных рисунков (петроглифов), шаманских ритуалов своё прошлое и будущее, - констатировал лектор.
– Интернет трансформировал это желание, перевел его на новый язык, одним из инструментов которого стала визуализация – сначала как форма игры, затем и как форма жизни для определенной аудитории. Достаточно вспомнить игру 2000-х SimCity, где воспроизведены все детали городского пространства.
Установление границ и создание связей внутри и между сообществами, возможно, например, через изучение компьютерных игр и субкультуру геймеров.
Очевидно, что с возникновением феномена киберпространства, когда ты можешь спрятаться за ником, стать анонимкой, и твоя идентичность не верифицируется, сформировалась «вторая жизнь» человека в реалиях интернета.
Следуя принципу историзма, Светлана Белоруссова погрузила слушателей в истоки феномена виртуальной этничности, прокомментировав западные концепции киберэтнографии. Аналитический кейс этнических групп в интернете был представлен на примере кряшен и нагайбаков.
– Что мы наблюдаем в итоге? Отдельные этносы, умирая в реальности, воскресают в социальных сетях, и это даёт основание их творчески реанимировать (например, в кино) и, конечно, сохранять и изучать.
Лекция подняла острую, животрепещущую проблему: как сохранить этнос в условиях влияния «мировой паутины»? Как сберечь язык, культуру в реальности? Где баланс реального и виртуального в позиционировании традиций и новаций этносов?
Все эти вопросы – повод дальнейших фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований, которые начаты в Санкт-Петербургском Музее антропологии и этнографии РАН и поддержаны рядом региональных ученых, в том числе, из числа исследователей ВятГУ.
В заключении гостья из Санкт-Петербурга подарила коллективную монографию «Виртуальная этничность и киберэтнография».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев