Памятник воздвигла себе нерукотворный...
Недавно ушла из жизни нагайбачка Надежда Уряшева. Она внесла неоценимый вклад в развитие культуры своего народа: создала фольклорный ансамбль, музей в родном Попово. Благодаря ее усилиям в селе появился памятник «Нагайбачке» как символ матери, сестры и дочери казаков-нагайбаков этого края
Друг
Надежда Николаевна Уряшева – друг, коллега, соратник, один из самых светлых людей на этом свете, которых я знала. Надежда Николаевна приехала на I Форум кряшенской молодежи из Чебаркуля Челябинской области в 2009 году, и по приезде из Форума организовала у себя в селе Попово (Папау) фольклорный ансамбль “Чишмя”. Дальше ее деятельность развернулась в создании у себя в деревне народного кряшенского музея. Экспозиции ее музея были привезены в Казань в 2015 году и размещены в галерее «Хазинэ». Ее музей приезжал на фестиваль «Питрау», удивлял и восхищал своими уникальными экспонатами. На этом Надежда Николаевна не остановилась. Она претворила в жизнь свою мечту – воздвигла у себя в селе памятник «Нагайбачке». У нее планов было много. В ее деревенский музей тянулись люди, приезжали со всех концов света. Я сегодня глубоко сожалею, что не смогла поехать на открытие ее музея и на торжество по случаю открытия памятника Нагайбачке. Казалось, что все еще будет, мы будем всегда, лучшие встречи впереди. Прости меня, дорогая Надежда Николаевна, я знаю, как ты меня ждала и как тебе было это важно…
В дальнейших планах ее было проведение фестиваля «Кыстыбый», и собрать представителей кряшен со всей России у себя в Чебаркуле. Но коварная болезнь забрала от нас Надежду Николаевну раньше времени. Спи спокойно, милый мой друг. Ты навсегда останешься в моем сердце как очень родной мне человек.
Людмила Белоусова, директор Культурного Центра имени Я. Емельянова, руководитель Исполкома ООК РТ
Подвижник
Вся жизнь и деятельность Надежды Уряшевой - это яркая часть истории современного этнокультурного движения кряшен Южного Урала. Благодаря бескорыстной подвижнической деятельности был создан музей с уникальными экспонатами традиционной культуры и быта нагайбаков. Благодарно склоняем головы перед памятью о Вас, Надежда Николаевна...
Геннадий Макаров, доцент Казанской государственной консерватории, Заслуженный деятель искусств Татарстана.
Радушная хозяйка
Надежду Уряшеву я знала еще будучи школьницей, она была руководителем фольклорного ансамбля «Чишмя» в своем селе Попово, что не так далеко от моего родного Касселя. Личное знакомство и общение с ней произошло в 2016 году, когда мы с Геннадием Михайловичем Макаровым поехали в качестве его студентов на фольклорную экспедицию к нагайбакам. Нами был собран обширный материал в Нагайбакском районе. Затем мы поехали в деревню Попово Чебаркульского района Челябинской области. Надежда Николаевна радушно пригласила нас к себе. Три дня мы жили у ее семьи. На тот момент были живы ее родители. Ее отец, Уряшев Николай Петрович, оказался настоящим знатоком народных песен, которые он исполнял с огромной душой и со слезами на глазах.
На второй день экспедиции мы посетили музей нагайбакской культуры, директором и основателем которого она являлась. Мы остались под впечатлением от ее экскурсии, от старинных костюмов, внутреннего убранства музея. Хоть музей и находился на втором этаже местного дома культуры, от него веяло теплом и домашним уютом.
Затем Надежда Николаевна прошлась с нами по старожилам села, у которых мы собрали интересующий нас материал...
Надежда Николаевна останется в моей памяти как светлый, яркий, целеустремленный человек. На мой взгляд, памятник нагайбачке, установленный в Попово, по достоинству принадлежит именно ей, так как невозможно переоценить ее вклад в сохранение и преумножение традиционной культуры своего народа.
Вероника Михайлова, сотрудник Культурного Центра имени Я. Емельянова.
Ее роднички
Мы с Надеждой познакомились в 2009 году. Она приехала тогда в Казань на I Форум кряшенской молодежи. Затем встречи участились. У Надежды были широкая душа, большое сердце, она была оптимисткой. Общаться с ней было одно удовольствие. Но в своей подвижнической работе по продвижению нагайбаков она была одна. А желание было огромное... Она болела сердцем за своих земляков, хотела, чтобы больше узнали об их истории, больше общались с сородичами из российских регионов, чтобы молодежь поступала учиться в Казань. Но кроме близких родственников и племянницы Татьяны, ее мало кто поддерживал, у нее не было последователей. Всем сердцем болела за родителей, за которыми ухаживала, как за детьми. Тяжело пережила их потерю. Когда болезнь приковала ее к постели, не сдавалась, оставалась оптимисткой, писала, что как только поправится, приедет в Казань... Жаль, но она уже никогда не приедет... При жизни воздвигла у себя в селе Попово памятник нагайбачке. Если найдется человек, который продолжит ее дело, то это послужит лучшим «памятником» самой Надежде. Даже сохранившись под названием «нагайбаки», кем же станут чебаркульские кряшены, если потеряют свое лицо, свои традиции?.. У меня есть надежда, что поповцы не забудут свою Надежду, стоявшую у истоков возрождения, и что открытые ею роднички вольются в речку.
Валентина Максимова, ветеран кряшенского движения, Мамадышский район.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев