Омичи снимут фильм про генерала Карбышева
Горячие кадры со съёмочной площадки проекта, в котором участвует весь Омск
Горячие кадры со съёмочной площадки проекта, в котором участвует весь Омск.
Огромное поле усеяно луговыми цветами и травами, в воздухе висит устойчивый запах полыни, гвоздики, дождя. Раздаётся хлопок дымовой шашки, окопы затягивает густая сизая пелена. До наших ушей доносятся звуки нарастающего галопа – всадники стремглав проносятся над траншеей, и вслед за ними с победным кличем: "Ураа!" на равнине появляется сразу пару десятков солдат. Уже не рваные два-три выстрела - мощная ружейная пальба разрывает дымовую завесу. Атаку возглавляет сам генерал Дмитрий Карбышев.
- Карбышев, куда ты помчался?! Оператор с камерой едва за тобой успевает! Умирай! За четыре шага до этого места падай и умирай! Камера, что с картинкой? Миша, звук чистый?
Андрей Кириллов, режиссёр 12 канала и фильма снова врывается в кадр. Ещё раз пробегает по полю, на себе проверяет реалистичность разгона героя, слегка приминает участок травы, на который тот должен упасть. "Раненый" Карбышев, а по факту актёр Омской драмы Степан Дворянкин, ложится на землю – время снимать эпизод первой встречи с женой.
- Мы оба, конечно, пока что не в курсе, что я его вторая супруга. Такая военная романтика: вытащила с поля боя, выходила, полюбила, а он – меня! - смеётся исполнительница роли Надежда Московец. – Вот, жду, пока он упадёт, как надо, и побегу спасать!
Режиссёр взрывает очередную дымовую шашку и лично проносит её по полигону, очерчивая призрачные границы туманной завесы. Камера, мотор – ноги больше не держат своего генерала, он падает наземь. Наган остаётся в теперь уже разжатой ладони. Оружие не успели разрядить до конца.
Казаки, словно призраки в клубах дыма, проносятся над израненным телом.
Полевая сестра кидается грудью на амбразуру. В объективе – их перепачканные грязью и порохом лица. "Лена" и "Дима". Крупный план.
На стрельбище Омского автобронетанкового инженерного института развернулся поистине масштабный проект. Более 150 человек с разных кусочков города и региона собрались на равнине для инсценировки Русско-японской войны. Реконструкция военной баталии – один из ведущих эпизодов новой картины "Несломленный". Над художественно-документальным фильмом про Дмитрия Карбышева сегодня работает целый ряд учреждений, объединений и организаций. Свои руки к кинематографической ленте прикладывает несколько сотен омичей.
Инициатором проекта выступило Омское региональное отделение Всероссийского общественного движения "Волонтёры Победы". Его реализуют с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
В картине огромный каст – героями исторической драмы стали актёры почти всех театров города: "Галёрки", "Студии Любови Ермолаевой", Драмтеатра, театра Гончарука и ТЮЗа. Основную нагрузку по производству фильма взяла на себя творческая группа 12 канала.
Прописывая сюжетные арки и линии персонажей, режиссёры и сценаристы фильма основываются на реальной истории крупнейшего отечественного учёного и военного инженера. Консультируются с историками музеев, в частности, музея Гражданской войны. Один специалист отвечает за документалистику фильма, другой даёт разыграться воображению, восполняя пробелы в архивных бумагах и истории.
Так, говорят режиссёры картины, художественное разнообразие в киноленту вносит, прежде всего, яркий любовный треугольник, развернувшийся между Карбышевым, первой супругой прославленного генерала Алисой и её – тогда ещё – мужем (другим офицером).
- Не могла поверить, что получила роль! Поняла это, только когда узнала, что на тарелке написано моё имя! – улыбается "вторая супруга" Карбышева Надежда Московец.
- Кстати о тарелочке! – актёр ТЮЗа Олег Чичко достаёт из кармана бережно собранные осколки разбитого блюда. – Давайте, ребята, все сюда. Кто ещё не взял тарелку? Берите, потом, когда съёмки закончатся, мы из этих частей её обратно сложим!
До того момента – последнего дня съёмок и празднования завершения такого масштабного проекта, в котором участвует чуть ли не треть нашего города, – ещё далеко. Впереди - несколько месяцев интенсивных съёмок, усердной работы.
Сдать фильм планируют к началу зимы.
- В этом году у нас 75-летие Великой Победы и 140 лет со дня рождения Дмитрия Карбышева. Поэтому мы поставили перед собой цель – успеть снять фильм и привязать его создание к этим датам. Будем надеяться, что у нас всё получится, - делятся сценаристы картины.
Хронометраж картины составит чуть меньше полутора часов. И в этом, на первый взгляд, небольшом временном отрезке создатели проекта планируют отразить все центральные события и моменты жизни генерала. Переплести его сюжетную арку со многими историческими людьми: Михаилом Фрунзе, Василием Чапаевым, Алексеем Брусиловым и другими.
Актёры – как центральные персонажи, так и массовка – свою задачу понимают. Поддерживают друг друга. Чтобы сэкономить драгоценное время, помогают друг другу с заучиванием текста, переодеванием и гримировкой.
Атаман нереестрового "Союза казаков Омской области" и директор Сибирского казачьего центра конного искусства "Атаман" Сергей Шалаев наблюдает за процессом издалека. Пока юные актёры, составляющие массовку, щедро мажут друг друга дорожной пылью, он успокаивает лошадей. Чешет животных, гладит им морды, подкармливает. Успевает и предлагать идеи для эффектных батальных сцен.
Пусть лошади отдыхают. После недолгого перерыва им снова нестись галопом по полю – атака только началась.
Сценарий к картине писали на протяжении нескольких месяцев. Он, как признается съёмочная группа, пишется до сих пор. Корректируется в соответствии с декорациями и локациями, которые удаётся найти.
- Изначально львиная доля сценария была прописана на поездках – планировали посетить Санкт-Петербург, – в том числе, заграничных: Казахстан, Белоруссия. Но жизнь внесла свои коррективы, из-за пандемии коронавируса границы закрыли, и теперь мы вынужденно перекраиваем сценарий, подгоняем его под нынешнюю ситуацию, - объясняет обозреватель 12 канала Светлана Лазарева.
– Любовная история Карбышева между его жёнами она прописана с нуля, потому что о его личной жизни мало известно. Чтобы картина была зрелищной и интересной для зрителя, допускаем в сценарии некоторые вольности.
Тем не менее информацию, прочно закреплённую в архивных источниках, киноматографе прошлых лет и военной литературе, создатели проекта стараются передать как можно реалистичнее.
В руках актёров – десятки страниц мелкого текста. У одних – печатные версии целых эпизодов, у других – испещрённые от руки тетрадки со своими монологами. Тяжелее всего, признаются мужчины, даются военные доклады.
Импровизировать в таком диалоге нельзя, пропустить слово – тоже. Результат – репетиция за репетицией даже с самими собой, наедине.
- А мою сцену снимать будут только вечером! Так что я пока отдыхаю, гуляю по полю, дышу свежим воздухом! Неголодный, не то, что они - я уже два раза поел, - смеётся актёр театра "Студия Любови Ермолаевой" Виталий Сосой.
До эпизода с его героем – сцены с Чапаевым – ещё половина дня.
Принимая во внимание богатый военный опыт Карбышева, к процессу привлекают наши конные клубы. Огромной группой – толпой людей и табуном лошадей – отправляются на полигон.
К просторному полю подъезжает длинная вереница автомобилей. Земляной вал, в который прежде вгрызались гусеницы танков, теперь друг за другом преодолевает больше десятка легковых машин.
Рельеф на полигоне – точно волны на море. Крутые бугры угрожают перевернуть небольшие машинки. Уверенно себя не чувствует и грузовик – он тоже нужен для съёмки.
Генерал Карбышев прошёл через пять войн. На второй съёмочный день запланирована реконструкция сразу нескольких из его многочисленных битв.
- Сегодня мы должны снять Русско-японскую и Гражданскую войну. Наши будут выходить из окружения! – делится планами Светлана Лазарева. – Объём работы, конечно, огромный, съёмки могут затянуться. Но здесь иначе не получается, мы привязаны к лошадям – довольно сложно и финансово тяжеловато несколько раз арендовать столько коней, поэтому, раз сейчас получилось, все собрались, нужно использовать такую возможность по максимуму.
Автомобили вытягиваются под горой – часть полосы препятствий бронетанкового института служит нескучным и довольно удачным рельефом для эпизодов войны. Из салонов начинают сыпаться люди, оружие, вслед за ними - фэшн- и винтажные вещи. Полноценную раздевалку в полевых условиях не развернуть, и особо стеснительным ширмой служат деревья и кусты.
Гардероб, как и весь реквизит в целом, съёмочной группе "Несломленного" предоставил Музей Колчака. Дореволюционный телефон и старинные подсвечники придали реалистичности паре сцен. Без танцующих огоньков в потускневших от времени канделябрах при съёмке офицерского приёма было не обойтись.
Омский историко-краеведческий музей тоже не остался в стороне – руководители разрешили использовать в фильме дубликаты двух царских орденов и другие награды, идентичные орденам и медалям времён Великой Отечественной войн
В типографии напечатали огромную детальную карту.
– Я играю генерал-лейтенанта Романа Кондратенко, который возглавлял оборону Порт-Артура. Когда мне предложили сыграть эту роль, я поначалу немного сопротивлялся. Дело в том, что съёмки фильма - это муторно, а я послезавтра уже улетаю в отпуск, и у меня было такое предотпускное настроение, – смеётся художественный руководитель "Галёрки" Владимир Витько. - Но у нас получается всё оперативно, мои сцены мы отснимем за два дня. Всё сделаем качественно. Раз уж взялся, делай хорошо и до конца!
И если парадные мундиры и юбки-солнца из разноцветного кружева, затянутого на женских талиях, мы наблюдали на съёмках бала в минувшие выходные (его, кстати, снимали в Органном зале), то теперь перед актёрами выгружают пулемёты Максима.
В скором времени воздух сотрясут раскаты из залпов этих мощных орудий.
Полевые цветы нависают над будёновками, винтовками Мосина и кирзовыми сапогами. Последние стали самой тяжёлой пыткой для омичей, перевоплотившихся в исторических персонажей. Но об этом чуть позже.
Гимнастёрки подпоясаны, фуражки с кокардами надеты. Усы, бакенбарды приклеены. Последний штрих – профессионально наложенный грим…
- Меня зовут Михаил Марчук, я актёр Гончаруктеатра. Ко мне подошёл наш режиссёр и сказал, что нужен крепкий парень для интересной сцены. Я согласился!
- Что за сцена?
- В этой сцене мне будут бить лицо! Я не понравлюсь офицеру, и он меня ударит по лицу. Тогда за меня заступится Карбышев даже перед тем, кто старше него по чину. Это покажет, что он очень хорошо относился к простым солдатам, что они были для него некой опорой, - рассказывает "солдат" Михаил.
По словам сценаристов, сцена не будет большой, однако станет действительно значимой. Коллекция подобных этому эпизодов, разбросанных по всей картине, раскроют зрителю не только Карбышева-генерала, но и Карбышева-человека.
- Меня интересовали именно личные качества этого легендарного инженера. Мне интересно, какой он был в быту. Может быть, он чесал подбородок, когда сидел над картами, может, курил? Какие у него были взаимоотношения с супругами? Я импровизирую сам и читаю, что нахожу, - признался исполнитель роли молодого Карбышева Степан Дворянкин.
Взрослую версию генерала сыграет знаменитый омский актёр Александр Гончарук.
Спокойный, ясный, крепкий. Уверенный в себе и своей правоте, но не зазнавшийся и уж точно не самовлюблённый – так описывает главного героя режиссёр картины.
Актёры признаются: освежать память – и даже вкладывать совершенно новые знания – пришлось основательно. Каждый из них, от опытных и бывалых актёров до 20-летних парней, снимающихся в своём первом фильме, перебрал целую кипу документов, книг и бумаг. Пролистал кучу страниц и вкладок в интернете.
- Я должен сыграть человека, про которого раньше вообще ничего не слышал! Генерал Константин Величко! Учитель Карбышева! Я даже не знал этого. Пришлось залезть в историю, выяснил, что человек создавал многие фортификационное сооружения в нашей стране. Для меня это стало открытием! – делится Олег Чичко.
Для кого-то – новые знания, для кого-то – новый кинематографический опыт, а для кого-то – первая в жизни поездка на лошади. На площадке царит лихорадочная атмосфера.
Полевая сестра со смартфоном и братья Карбышева по оружию за рулём Chevrolet – краткое описание съёмок всех современных военных фильмов.
Опытные наездники и вовсе развлекают друг друга пируэтами, вставая ногами на сёдла лошадей. Режиссёру картины то и дело приходится поворачиваться к фотографам, операторам, сценаристам и труппе, чтобы призвать их к порядку – возбуждённые разговоры за кадром мешают сцене.
С каждым часом актёры становятся всё грязнее – кони поднимают высокие клубы пыли, которая оседает сероватой вуалью на лицах мужчин.
- Для войны, вроде бы, самое то, но всё-таки хочется быть немного почище, - смеются некоторые участники труппы.
В ход идёт вода и влажные салфетки. Нужно немного освежиться, гриму это не повредит.
Всевозможные камеры и микрофоны, штативы и отражатели света – масштабы процесса и уровень профессионализма впечатляют. Правда, в таком серьёзном подходе есть свои неудобства и минусы. И главная трудность на второй съёмочный день – не капли дождя и не мрачное небо. Кирзовые сапоги.
- Это ужасно! Кажется, можно сойти с ума. Ногам очень тяжело. Непонятно, как люди выдерживали такое… Но, думаем, оно того стоит! – делится эмоциями одна из девушек.
В перерывах актёры не только снимают фуражки и сбрасывают ненавистные всем сапоги, но также снимают друг друга на свои камеры и телефоны, делают селфи в Instagram.
Съёмочный день растягивается, незаметно перетекая в вечер. Мужчины наконец приступают к обеду. Вода, булка хлеба, печенье и пирожок – практически трапеза того времени.
Текст: Ангелина Рунова
Фото: Ангелина Рунова, Иван Капилюшов
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев