Геннадий Макаров: "Кряшены сохранили древность во всем - и в обычаях, и в костюмах, и в языке, и в музыке"
Музыковед-фольклорист, доцент Казанской консерватории, кандидат искусствоведения Геннадий Макаров в интервью "Татар-информ"у высказался об отличиях песен кряшен
- Финно-угорская музыка оказала влияние на кряшенскую музыку. Когда её слушаешь, сразу возникает ощущение, что поют удмурты или марийцы. По ритму, по метру, по костюмам.
- А какие там ритм и метр? Это что, более быстрые песни?
- Нет, там чередование долгих и кратких слогов создает особые ритм и метр.
- Но в целом они быстрее, чем татарские песни? Все-таки татарские песни протяжные, нет?
- То, что мы сегодня знаем как татарскую песню, - это более поздний продукт.
- То есть более искусственный?
- Да. Вот Пестречинский район, рядом стоят кряшенское и татарское села. В первом поют гостевые песни, которым уже по многу сотен лет, а в татарском селе этих напевов не знают, там поют более протяжные современные песни. Современные, в данном случае, - это, например, «Зиләйлүк», «Тәфтиләү», «Әллүки» и еще много других песен на слова Габдуллы Тукая. Тукай - это наш современник. Но почему-то мы считаем, что это очень древние песни.
- А скажите тогда, какая самая древняя татарская песня, по-вашему?
- Думаю, что это все-таки «Авыл көе». То есть гостевые напевы, когда родственники «угощают» друг друга, поют друг другу песни. А протяжные песни, «озын көй» (протяжный напев, - прим. ред.)... если бы они действительно были древними, их бы пели кряшены.
- Почему?
- Считается, что кряшены самые консервативные, что они сохранили древность во всем - и в обычаях, и в костюмах, и в языке, естественно, и в музыке тоже. Иначе они бы пели «Кара урман». Но таких песен в их репертуаре абсолютно не найдешь.
Отрывок из интервью Геннадия Макарова "Татар-информ"у
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев