Праздники и обычаи деревни Кулущи
А были ли в Кулущи свои обычаи, праздники? Наверно, были…Что же сохранилось на сегодняшний день? К сожалению, очень мало
Не только каждая народность – даже каждая местность, деревня имеют свои отличительные обряды, праздники, поверья и обычаи.
А были ли в Кулущи свои обычаи, праздники? Наверно, были…Что же сохранилось на сегодняшний день? К сожалению, очень мало.
Начнем с главного праздника «Молебен» - по кулущински – «Мулимун». По рассказам бабушки, Евдокии Васильевны Усачевой-Чебышевой, 1905 года рождения, праздник установила церковь. Этот день являлся днем поминовения усопших. Мулимун каждый год проводится в разные дни, так как отмечается за неделю до «Троицы». Раньше три дня деревня праздновала. В первый день встречали гостей, варили, пекли, готовились, топили баню. Во второй день после литургии шли все на кладбище. Несли все «табак» - разную поминальную еду. Обычно шли родами и обязательно все могилы своих родственников обходили и из «табак» совершали «тияберсен итү” – вкушали еду, поминая усопших. После обеда все возвращались по домам и начинались посиделки, ходили к друг-другу в гости, вечером выходили на улицу, на завалинку, короче, начиналась встреча родственников. На третий день – проводы. На мой вопрос : “Кого же провожали?” – бабушка отвечала так: “Окрестные кряшенские села между собой менялись невестами, вот эти невесты и приезжали со своими семьями на праздник в родительский дом. Роды же (“ыру”, “ыруг”) собирались. В основном кулущинских девушек брали владимирские, арняшские, урманчеевские парни. Вот их и провожали”.
Но после закрытия церкви “Мулимун” долгие годы так широко не праздновался. Да какие годы же пошли! Во время войны самим дома есть нечего было! Не до поминок, не до гостей!
И вот потихоньку деревни окрепли, хоть и церквей небыло, но народ чуть-чуть, понемногу начал вспоминать прошлое. Но “Мулимун ” уже отмечался всего один день и то в воскресенье, потому что люди работали, всего один день выходной.
Так продолжалось до 2014 года, пока не открылась маленькая церквушка. При освящении священники разъяснили жителям Кулущей, что поминки бывают только в субботу. Церковь в воскресенье усопших не поминает.
Теперь уже основной праздник празднуется за неделю до Троицы в субботу. Каждый год с утра литургия проводится на церковно-кряшенском языке. Батюшки приезжают из Пестрецов – отец Димитрий и отец Геннадий.
Вечером вся деревня собирается у памятника, до утра слышны песни, танцы На кладбище уже с “табак” редко кто идет.
Народ постепенно приближается к церковным канонам. Усопших провожают с батюшкой, на поминки тоже приглашают отца Михаила из Урманчеевской церкви.
Еще в Кулущи сохранился такой обряд “Яңгыр боткасы” – в засушливые годы раньше и теперь еще варят кашу и яичницу у родника. Это как бы зазывание дождя. В основном собираются женщины и дети, мужчины не участвуют. Каждый участник приносит крупу, яйца, масло. Основная вода, хоть немного, должна быть из родника «Чүк чишмәсе”. Ставят котлы, в одном каша, в другом яичница вариться. Пока каша готовиться, пожилые женщины сидят, разговаривают, весь разговор о дожде. Особой молитвы нет, но в последнее время Мария Шадрина читает церковные молитвы. Последний раз «Яңгыр боткасы” варили в 2018 году. Удивительно, но дождь пошел, хоть чуть-чуть…
На сегодняшний день других сохранившихся обычаев (даже из устных преданий) почти нет. Если только вспомнить «нигез боткасы». Когда заселялись в новый дом, варили и сейчас варят для домового кашу. При Кулущинской церкви престольным праздником был Покров день. Новая церквушка тоже освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Раньше в этот день (по рассказам Партушевой Анастасии 1930 года рождения) священник после литургии ходил по домам, с ним ходили мальчики, пели праздничные тропари и кондак. Встречали батюшку в каждом доме с желанием, почтением, делились осенним урожаем. Тете Насте об этом всегда рассказывала ее бабушка.
А в наши дни на Покровскую родительскую субботу приезжают из села Кряш-Серда настоятель храма Святителя Николая Чудотворца отец Димитрий (Сизов) и благочинный Пестречинского благочиния отец Геннадий (Сизов). Проходит литургия, панихида по всем усопшим. А в день праздника 14 октября вся деревня собирается в клубе за обильным праздничным столом.
В последние годы также празднуется «Масленница». Раньше как было, не знаем, но сейчас народ веселиться на славу, приезжают и гости из соседних деревень.
Так же возобновляется обход домов детьми на Рождество. Учат праздничный тропарь и кондак. Обычно ходят по домам родственников. Раньше тоже так было. По местному это хождение называется «Славут әйтү” – прославляется Рождество Христа Спасителя. За пение тропаря хозяева в знак благодарности давали деньги. Сейчас еще и сладости.
На Пасху (Воскресение Христово) вот уже почти десяток лет детвора ходит по домам – собирает крашеные яйца. Надо отметить, что эта традиция и раньше была, но тайно. Если кого-то «засекали» учителя, то на другой день «виновные» отчитывались прилюдно на школьной линейке. В нашем поколении почти все прошли такие «отчитки». Представьте, а что было, если кто-то посещал церковь или надел крестик, или крещение стало известным «делом»? Доходило вплоть до исключения из пионеров, комсомола…
Да, многое забылось, многое потеряно. Даже уже и свадьбы современные проходят без обрядов, без традиций…
Все таки, хоть немного, о кулущинских свадебных обрядах мы знаем по рассказам Усачёвой Раисы Ивановны, 1956 года рождения, Настиной Зои Васильевны, 1935 года рождения.
Такое важное дело, как женитьба, начиналась со сватовства. У нас конкретных свах не было. Решали родители, совещаясь со своими родственниками. Выбирали невесту из знакомых, уважаемых родов деревни. Чтобы невеста (жених тоже) была из полной семьи.
К поискам достойной невестки подключались и родственники из «побратимых» соседних деревень, как Владимирово и Арняшево. Просить руки или сватать ходили самые близкие.
Если договаривались, то сторона девушки передавала «аклык». «Аклык» это могло быть полотенце или скатерть. Потом уже договаривались о времени проведения свадьбы, сколько будет гостей с обеих сторон и другие организационные вопросы. Если со стороны невесты в доме жениха в день свадьбы было 7 пар, то и на свадьбу («кайтарма») на стороне невесты приходили тоже 7 пар. Свадьбы играли в основном осенью, ближе и после Покрова дня (14 октября, Покрова Пресвятой Богородицы). Иногда женитьба приходилась и на весенние, летние месяцы, но редко. Если даже женились летом, то свадьба откладывалась. У молодых не всегда спрашивали, поэтому «умыкание» (кража) невесты в Кулущах было очень распространено, даже в послевоенные годы. (Конечно дикий обычай, судьбы ломались!). Украденная невеста, в основном, стиснув зубы, покорялась судьбе. Страшнее было людское осуждение, но были и смельчаки, которые не оставались. Но такое было редко…
При церквях всегда венчались – «кәбен койдыру”. В годы советской власти не только не венчались, даже не крестились кулущинские. Уже в наши дни, многие, будучи в преклонных годах, крестились и даже некоторые и обвенчались.
Когда невесту увозили из родительского дома, сразу в дом к жениху не везли, а несколько дней молодые жили у родственников – «туй күтәрүчеләр”. Среди родственников “туй күтәрешү”, помощь – является делом почетным, нужным и благословенным.
Сама свадьба проходила, как это бывает у всех кряшен, с песнями, шутками, подарками, розыгрышами. Родители невесты дарили живность теленка или овечку, птиц. Приданое – самое первоочередное, нужное. Часто, сторона жениха «покупала» приданое у родственников невесты.
Как только невеста переступала порог дома жениха, приступали к обряду «өй киендерү” (украшение дома). Занавески, постельные принадлежности, половики, паласы – все выставлялось на обозрение. Также долгое время, где-то до 60-х годов ХХ века, невеста обязана была всегда ходить с покрытой головой, особенно перед мужчинами. На праздники одевали женский головной убор «сүрәкә”, “түгәрәк яулык”. Свекрови тех лет очень строго следили за невестками.
Во время свадьбы жених и невеста за столом не сидели, главное лицо свадьбы – это “кодалар” – сваты! Гостевая сторона всегда сидела, а хозяева стояли, угощали стоя и обязательно с конкретными песнями. Гуляли по 3 дня. Во второй день гости выносили свои гостинцы, питье – если вчера не проморгали! Бывало, ради шутки прятали, а потом продавали привезенные гостинцы. На третий день проводы, перед тем обязательно варили кашу, так называемую “пошол бутка”. Гости уезжали с гостинцами, ровно половину давали обратно, чтобы по приезду угощать своих домашних, которые не были на свадьбе.
Что осталось от тех свадебных обычаев и обрядов? Почти ничего...Многие уже справляют общие, однодневные, современные свадьбы в кафе, ресторанах, где полно народу, нанимают тамаду..
Из книги "Забытые страницы истории села Кулущи", 2021 год
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев