Туганайлар

Почему разошлись пути у республиканской организации с Казанской организацией кряшен?

Выступление члена правления Татьяны Дунаевой на III отчетно-выборной конференции. Многие кряшены, живущие в Казани и активно работающие в кряшенском движении уже два года не входят в состав Казанской общественной организации кряшен, они являются непосредственно членами ООК РТ ввиду того, что их не удовлетворяют методы работы первой. Наконец, они создали свою...

Выступление члена правления Татьяны Дунаевой на III отчетно-выборной конференции.

Многие кряшены, живущие в Казани и активно работающие в кряшенском движении уже два года не входят в состав Казанской общественной организации кряшен, они являются непосредственно членами ООК РТ ввиду того, что их не удовлетворяют методы работы первой. Наконец, они создали свою первичную организацию - Казанское отделение и выносят на утверждение настоящей конференции свой протокол.

Предварительные разговоры с некоторыми делегатами убедили меня в необходимости более подробно объяснить: почему возникла необходимость создания Казанского отделения в рамках республиканской организации при наличии общественной организации г. Казани как самостоятельного юридического лица.

Вопрос можно рассмотреть в двух плоскостях: по хронологии событий и по сути противоречий.

Примерно полгода назад началась негативная информация о кряшенской общественной организации РТ и ее лидерах через интернет - ресурсы «Регнум». Тогда я как-то не обращала внимания на эти выступления уважаемого нашего А.В. Фокина, думала речь идет о его личных амбициях, обидах и недоговоренностях с некоторыми членами ООК РТ, так как никаких программных заявлений не было до самого последнего времени. Даже в открытом письме ко всем кряшенам нет четкой программы, есть там политические лозунги общего характера о незамедлительном решении кряшенского вопроса.

Сведения о его программе пришлось выискивать в его статьях последнего времени. В этой ситуации мне непонятно одно, почему долгое время: работая в аппарате Президента, затем в различных вузах, далее вернувшись вновь к кряшенским проблемам свою деятельность он начал не с объявления своей четкой программы, а полгода занимался критикой нынешних лидеров кряшенского движения.

Вот это и вызывает большие сомнения в благости намерений нашего ветерана. А вот о благости намерений М.М. Семеновой у меня лично сомнений нет. Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. В любом случае они оба хорошо сыграли роль дубинки в организации скандала по сценарию известного в Казани деятеля Раиса Сулейманова, который до недавнего прошлого возглавлял Приволжское отделение РИСИ (Российского института стратегических исследований). В роли дубинки оказались не только представители кряшен, но и бывшие лидеры Общественной организации русской культуры господа Салагаев и Щеглов. Правда, русские этих оппозиционеров, оказывается, еще в 2012 году выгнали из своих рядов (сведения взяты в Интернет-ресурсов, а именно из сообщения Василия Витальевича Ордынцева, сотрудника РИСИ). По сценарию те и другие начали работу с резкой критики официальной общественной организации своего народа (обзывая их одними и теми же словами, что они «ручные», «проправительственные»).

Ситуация обострилась в ноябре 2013 года после печальных событий, когда были сожжены три кряшенские церкви. По времени эти события совпали с траурными днями по поводу гибели самолета и большого количества людей. Тем не менее на правительственном уровне проблема решалась достаточно быстро. Министерству лесного хозяйства было поручено восстановление церквей, правоохранительные органы вскоре задержали подозреваемых. Акт вандализма был осужден всей общественностью республики, в том числе мусульманской. Правда и то, что в средствах массовой информации на фоне гибели людей сведения об этих пожарах и принятых мерах были скудные. Кряшенская газета «Туганайлар» тоже не могла представить оперативные сведения, так как выходит только 2 раза в месяц.

Вот тогда, когда властями были решены вопросы по восстановлению сгоревших храмов, задержаны поджигатели, лидер ООК г. Казани Мария Михайловна Семенова письменно обратилась к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу не от своего имени, а от имени всех кряшен г. Казани, не испросив у них на то их согласия. Такое обращение не было согласовано даже с теми 24-мя, которые состояли тогда членами ООК г. Казани. Мне это известно доподлинно. Когда в республике поднялась шумиха по этому поводу, А.В. Фокин пришел в наш кряшенский храм собирать подписи, чтобы защитить Марию Михайловну, как он выразился. Естественно, ставить свою подпись уже на врученном патриарху письме я отказалась. На вопрос женщин, почему я не защищаю Марию Михайловну, ответила при всей моей личной симпатии к ней я выбираю благополучие кряшенского народа, так как последствия жалоб в федеральные органы для кряшен могут быть весьма печальными в сегодняшней ситуации.

Затем вся эта кампания (А.В. Фокин, М.М. Семенова и представители общества русской культуры) поехала в Москву на русский собор, об этих событиях в республике обсуждалось достаточно широко. 21 декабря 2013 года обсуждался этот вопрос и на заседании Правления ООК РТ.

Там было подчеркнуто, что время разбрасывать камни, т.е. бросать эмоциональные политические лозунги и призывы прошло, настала пора планомерно работать, выстраивать современную тактику работы. (Керэшенчэ итеп эйтсэк, жин сызганып эшлэргэ кирэк). Тогда поступило очередное предлрожение создать самостоятельное Казанское отделение в рамках ООК РТ.

Тем не менее еще были предприняты определенные шаги по объединению кряшен г. Казани: работала инициативная группа, куда входили по 3 человека от каждой организации, была назначена дата объединительного собрания. Члены Казанской организации решили опередить события, собрались накануне 3 апреля и приняли решение оставаться отдельной от ООК РТ организацией. На объединительном собрании 4 апреля стало ясно, что единения не будет, тем не менее кряшены г. Казани, входящие в ООК РТ предложили, выбрать делегатами на конференцию и членов ООК г. Казани. На это предложение мы получили справедливый упрек с их стороны, что такие делегаты будут не лигитимны. Тогда пришлось собраться кряшенам г. Казани еще раз, чтобы создать Казанское отделение в рамках ООК РТ. Собрание состоялось 11 апреля 2014 года, на котором было создано Казанское отделение и выбраны делегаты на республиканскую конференцию, Марию Михайловну Семенову избрали депутатом как члена Правления ООК РТ прошлого созыва.

Закономерно может возникнуть вопрос: стоит ли об этих событиях вспоминать? К великому сожалению, стоит, для этого есть несколько причин.

Во - первых, Раис Сулейманов (будучи уже в Москве) вместе с ООК г. Казани проводят или уже провели социологический опрос кряшен, как мне заявил сам господин Сулейманов, будут опрашивать простых людей. Эпизоды в храме как меня опрашивали? В каком свете мы - кряшены будем представлены по итогам этого исследования - не знаю, во всяком случае я не ожидаю позитива.

Вторая причина заключается в том, что в Ассамблее народов Татарстана запускаются большие проекты, в частности по работе с детьми и подростками. Силы нужно направить туда, а не на внутренние распри.

Третья причина находится в теоретической плоскости - в сфере противоречий между А.В. Фокиным и безоговорочно следующей за ним М.М, Семеновой, с одной стороны, и республиканским активом кряшенского движения, с другой.

Вопрос касается этнонима «кряшены», я знаю вопрос уже у некоторых вызывает оскомину. Но без этого не обойтись. Стараюсь изложить кратко.

Как вам (во всяком случае старшему поколению) известно с середины 90-х годов прошлого века шла борьба: « крещеные татары» мы или «кряшены», т.е. в научном плане решался вопрос: кряшены субконфессиональная группа татар или имеет право на существование этноним «кряшены».

Через большие перепетии, в том числе через обсуждение на расширенном заседании Ученого Совета Московского института этнологии и антропологии (Тишковский ин-т), через встречу первого Президента республики Минтимера Шариповича Шаймеева с кряшенской общественностью и т. д. добились, что «кряшены» войдут в перечень народов для переписи под своим идентификационным названием (т.е как «кряшены», а не «крещеные татары»), т. е. в перечне народов для переписи 2002 года была выделена строка «кряшены», внутри большой татарской нации. В науке это называется: «кряшены» признаны как субэтнос, но не как отдельный этнос и не как субконфессиональная группа.

В настоящее время Республиканская общественная организация в своей работе придерживается именно этого статуса «кряшен» как субэтноса. Дел еще в этой сфере предостаточно. Я думаю, от имени настоящей конференции следует просить о переименовании сектора по изучению крещеных татар и нагайбаков в институте истории АН РТ в сектор по изучению кряшен и нагайбаков. При финансировании всемирного конгресса татар нужно напоминать о наличии такого субэтноса как «кряшены», представители которых живут не только в Татарстане, довести до сведения руководителей форума татарской молодежи о том, что татарская молодежь не только мусульманская и т.д. Правда, о необходимости признать татарскую нацию как многоконфессиональную занимаются и современные московские православные татары.

Именно за то, что Республиканская общественная организация кряшен придерживается достигнутых договоренностей о статусе кряшен как субэтносе, А.В. Фокин называет ее ручной и проправительственной организацией, и заявляет, что ее руководители И.М. Егоров и Л.Д. Белоусова занимаются татаризацией кряшен. Ему не нравится, что И.М. Егоров участвует во Всемирном конгрессе татар и еще входит в их выборный орган. Если на сегодняшний день официально мы являемся субэтносом татарской нации, следовало бы нам обижаться, если бы нас туда не позвали. Это ясно любому зравомыслящему человеку.

Когда журналисты мне задают вопрос: как я отношусь к тому, что нас А.В.Фокин называет проправительственной организацией, я отвечаю: органы власти мы выбираем ради того, чтобы мы с ними и они с нами работали, а не для войны с ними.

Вы, сидящие в зале и работающие на местах больше и лучше меня знаете: когда вам комфортнее живется - когда вы находите понимание со стороны своей районной или городской администрации или живете с ними в конфронтации.

Относительно того, активисты республиканской общественной организации кряшен призывают записываться татарами - ничего не могу сказать, такого не слышала никогда не от одного кряшена.

Итак, республиканская общественная организация кряшен работает исходя из договоренностей на дальнейшее утверждение статуса кряшен как субэтноса.

Наш многоуважаемый А.В Фокин решил завоевать кряшенам статус отдельного народа. Но он решил осуществить это не путем научных исследований и доказательств, как это делается во всем мире, а путем выдвижения политических лозунгов, и жалобами в федеральные органы. В своем открытом письме ко всем кряшенам он считает, что каждый кряшен должен признать главной и единственной целью кряшенского движения, всей социально-политической жизни кряшенского населения необходимость незамедлительного решения кряшенского вопроса, добиваться на государственном и международном уровне стать самостоятельным народом. Я-то, грешным делом считала, что ежегодное участие на празднике Питрау 35000-50000 человек из разных регионов, первых лиц республики, федеральных и зарубежных гостей, гастроли ансамбля «Бэрмэнчек» по России и другим странам какраз и есть работа в этом направлении. По мнению нашего уважаемого оппонента, если считаешь кряшенам для счастья достаточно петь, плясать, праздновать питрау и т.д. (пропускаю) - это меркантильно. Далее он уверяет, что видные деятели кряшенского движения с большим желанием и готовностью встали бы под знамена любого формального и неформального объединения. Возникает законный вопрос и фашистского тоже? Такое заявление в пылу полемики в какой-то степени, может быть, простительно безусым юнцам, но никак умудренным опытным мужам. Нужно думать о последствиях своих слов и поступков для народа, коль ты заявляешь, что ты всеми фибрами души стараешься за этот народ.

Замена научных доказательств политическими лозунгами не прошла не замеченной, известный ученый этнолог Дамир Исхаков разгромил концепцию нашего А.В. Фокина в газете «Звезда Поволжья». Название статьи «крещеные татары», конечно нам не нравится, кряшены нарушили договоренности, должны ожидать то же со стороны татар, «кунак ашы кара каршы» була инде ул. Элэклэшеп йору эссез утэр дип уйларга ярамый.

Если бы ООК РТ и кряшены г.Казани во время не отделили себя , свое мнение от концепции А.В. Фокина и жалоб ООК г.Казани Московскому патриархату, разгромные статьи появились бы не только относительно концепции А.В. Фокина и К, но пришлось бы кряшенам услышать достаточно много нелестных отзывов через многие СМИ. Зачатки вы увидели на канале ТНВ. Эти действия были приостановлены усилиями руководителей ООК РТ, прежде всего авторитетом Ивана Михайловича Егорова.

Никто не возражает, пусть А.В. Фокин продолжает свою работу, не совпадающую с программой ООК РТ, но от своего имени и не поливая грязью всех кряшен, не согласных с ним.

По моему мнению, политическими лозунгами эту проблему не решить, нам нужны исследования нашей истории и формирования этнонима «кряшены. Неоднократно на конференциях я уже говорила об этом. В настоящее время переводятся и издаются источники арабские, китайские, монгольские, выпускаются источники католических авторов, на предмет кряшеноведения не исследованы даже дореволюционные русские источники.

Все кряшены могли бы участвовать в исследованиях, хотя бы путем создания своих родословных, написания истории деревень и сел и других населенных пунктов. Эту работу никто за нас не сделает. Мнения, что кряшены есть субэтнос внутри татарской нации придерживался специалист по истории кряшен Максим Степанович Глухов. Его мнение отражено в его статье «Народ в народе», опубликованной в еженедельнике «Восточный экспресс» за первую неделю марта 2002 года.

Вот в такой обстановке было создано Казанское отделение, для желающих войти в его состав двери открыты всем казанским кряшенам, при желании и признании программы и устава ООК РТ в ее состав может войти также ООК г. Казани, даже как отдельное юридическое лицо. Устав это позволяет.

Теперь я вас ознакомлю с решением общего собрания кряшен г.Казани от 11 апреля 2014 года, которое выносится на утверждение данной конференции.

Решение:
1.Кряшены г.Казани констатируют, что попытки консолидировать кряшен г. Казани ( а именно разговор на заседании расширенного правления ООК РТ в апреле 2013г., на заседании Президиума 28 марта 2014 года, создание и работа инициативной группы по подготовке объединительного собрания кряшен в начале марта 2014 года, проведение такого собрания 4 апреля 2014 года) не привели к положительному результату.

2.Считая неприемлемыми методы Работы ООК г. Казани , кряшены г. Казани создают Казанское отделение в качестве первичной организации в структуре ООК РТ и вносят на утверждение на очередную конференцию ООК РТ.

3.Члены Казанского отделения ООК РТ отказываются делегировать свои права ООК г. Казани и категорически возражают против выступлений, обращений к народу, в любые властные структуры, общественные организации от имени всех кряшен г.Казани.

4.Казанское отделение ООК РТ не отказывается от сотрудничества и считает возможным приглашать лидеров и членов ООК г. Казани на значимые мероприятия в качестве гостей, а также считает возможным проведение совместной работы по заранее согласованному плану.

Результаты голосования:

За -30 чел

Против -нет

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: