Туганайлар

В октябре 1917 года кряшены создали свое национальное общество «Кряшен»

Своими успехами общество было обязано исключительно тому обстоятельству, что во главе его стояли энергичные и честные работники, которые, не задаваясь никакими политическими целями, имели в виду лишь культурно-просветительные задачи среди крещен

В октябре 1917 г., после преобразования Общества мелких народностей Поволжья в Союз, кряшены создали свое национальное общество, которое с 1917 по 1919 гг. возглавлял политический деятель, эсер Касимов Дмитрий Васильевич (1888–1937), уроженец д.Кряш-Казыли Лаишевского уезда Казанской губернии. Общество «Кряшен» в своей деятельности руководствовалось Уставом Союза мелких народностей Поволжья, которое заинтересованно обсуждало вопросы федеративного устройства России, возможности создания Волго-Уральского штата, приемлемости экстерриториальной автономии. В этих вопросах оно было солидарно с платформой большевиков, которая базировалась на тезисе о праве наций на самоопределение в рамках отдельных территорий. В соответствии с ним был выдвинут лозунг «Кряшены – нация» и предприняты практические шаги по реализации обещанного большевиками права на национальное самоопределение.  Из воспоминаний одного из создателей Национального общества кряшен И.С. Михеева: «Национальное общество кряшен возникло в октябре месяце прошлого года (1917 г. – Л.М.), заменив собою Крещено-татарскую секцию при Обществе мелких народностей Поволжья. За короткое время своего существования общество успело оказать крещянам весьма существенную услугу:  

1) при деятельном участии общества открыта Учительская семинария в Хижицах (Кизическая учительская семинария – Л.М.);  

2) общество основало небольшую, но интересную и полезную для крещенского населения газетку;  

3) общество сплотило в тесную и дружную вначале семью всех интеллигентных тружеников среди крещен.  

Своими успехами общество было обязано исключительно тому обстоятельству, что во главе его стояли энергичные и честные работники, которые, не задаваясь никакими политическими целями, имели в виду лишь культурно-просветительные задачи среди крещен. Общество всегда осознавало, что среди своей нации мало интеллигентных и культурных сил; потому оно сочло необходимым пригласить для работы и представителей других народностей, знающих быт, нравы, язык и просветительные нужды крещеных татар. Приглашая их к работе, общество совершенно справедливо полагало, что успешность культурно-просветительной работы среди крещен не находится в исключительной зависимости от национальности работника. Н.И. Ильминский, Н.А. Бобровников не были инородцами, однако они были самыми полезными работниками среди народностей Поволжья». В целом, общество «Кряшен» сосредоточило усилия на развитии этнокультурной и просветительской работы среди населения. Но по мере включения в его работу революционных элементов задачи просветительства отступали на второй план, первоначальное значение приобретали политические пути разрешения «кряшенского вопроса». Заявив о том, что кряшены являются самостоятельной нацией, наиболее радикально настроенные функционеры, как из числа старой интеллигенции, так и среди выдвиженцев Октябрьской революции, наряду с идеей национально-культурной автономии кряшенского населения выдвинули требование о ее независимом самоуправлении вплоть до образования суверенной республики, а затем и предприняли такую попытку. Однако практика, по мнению кряшенского историка М.С. Глухова, показала, что «сам вопрос оказался совершенно неподготовленным и во многом надуманным». Идея самоопределения попрежнему не возникала, хотя вопросы развития культуры и народного образования на родном языке стояли на повестке дня. Кряшены, как свидетельствовала хорошо знавшая их быт сестра первого наркома по иностранным делам Г.В. Чичерина – известный востоковед С.В. Чичерина, «сердечно стремились к слиянию» с русскими и были «безусловно привязаны к России». 
Тем не менее, самоорганизация и единение кряшен в послереволюционный период вышли на новый уровень. В городах и селах губернии организовывались съезды, собрания и сходы кряшенского населения. Члены общества «Кряшен» по мере возможностей решали «кряшенский вопрос». Первое собрание общества «было открыто в 9 часов вечера» под председательством Романа Т. Алексеева (? – ?), на которое собралось около 70 кряшен: «Здесь были ученики Кизицкой крещенской семинарии во главе с директором и учителями-крещенцами, ученики и ученицы крещено-татарской школы с учителями, ученицы образцовой женской школы, были военные и штатские… которые, видимо, пришли ради экстренного случая».

 

 

На фотографии 1922 года  запечатлены участники областной конференции коммунисты-кряшены
Источник: Общественные и культурные институты татар-кряшен в 1917– 1940-х гг.: монография. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2019. – 252 с

 

По материалам:

Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. – Казань: Таткнигоиздат, 1941. – С. 126; Фокин А.В. Кряшены – судьба моя: Эпизоды истории, теории и практики кряшенского национального движения. – С. 91. 

Михеев И.С. К истории разложения национального общества кряшен / Под ред. А.В. Фокина [Электронный ресурс] // Кряшенская духовная миссия [Официальный сайт]. URL: http://www.missiakryashen.ru (дата обращения: 06.03.2016).

Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. – С. 126; Фокин А.В. Кряшены – судьба моя: Эпизоды истории, теории и практики кряшенского национального движения. – С.91.

Глухов-Ногайбек М.С. Каз иле – Казакия моя. – С. 289. 31 Там же.

Чичерина С.В. О приволжских инородцах и современном значении системы Н.И. Ильминского. – СПб.: Электро-тип. Н.Я. Стойковой, 1906. – С. 32–33. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: