Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Родословная

Сын своего народа – Асанбаев

Краевед Валерий Зарубин составил родословную башкирского драматурга

В начале ноября 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения башкирского драматурга Нажиба (Николая) Асанбаева. Это уникальный человек, оставивший глубокий след в башкирской литературе будучи кряшеном из Бакалинского района Республики Башкортостан. Но его предки, как выяснилось, вовсе не из башкирской земли. Корни драматурга восходят к деревне Арташ Мамадышского района Республики Татарстан. Это выяснил краевед Валерий ЗАРУБИН и составил его родословную.

Корни из Татарстана

Нажиб Асанбаев родился 7 ноября 1921 года в деревне Ахманово Белебеевского уезда Уфимской губернии, ныне Бакалинского района Республики Башкортостан. Но, как оказалось, корни башкирского драматурга уходят в маленькую деревню Арташ Республики Татарстан.

В 1808 году предок Нажиба Асанбаева Максим Филиппович был переселен из деревни Мелькен-Аитово в деревню Ахманово. Мелькен-Аитово, которая ныне не существует, состояла из трех частей (улиц): первая называлась Мелькен, вторая – Тупея-Алчиново, третья – Давлетбаево. Ее жители были переселены из деревни Мелькен Мензелинского уезда Уфимской губернии в 1744 году, а вот предки Асанбаева в Мелькен-Аитово пришли в том же году из деревни Арташ Зюрейской дороги Казанского уезда (ныне Мамадышского района Республики Татарстан).

  • Схема родословной Нажиба Асанбаева

В 1793 году первую часть (улицу) переселили в Бузюрово, в 1804 году вторую часть –  в Шарашли, третья часть в 1808 году поселилась на «малой родине» Нажиба Асанбаева. Интересен тот факт, что встречающиеся в селе Ахманово люди с фамилиями Асанбаев и Купцов восходят к одному предку. Фамилия Асанбаев состоит из двух частей: «асан» с персидского – легкий, нетрудный, «бай» с тюркского – богатый. Есть также версия, что кряшены Татарстана с фамилией Асанов имеют одних предков с кряшенами Асанбаевыми из Башкортостана.

Тяга к драматургии

В статье «Хождение по острию клинка» Нажиб Асанбаев рассказал, откуда у него взялась тяга к драматургии: «Нас раскулачили, отняли дом, раскатали по бревнышку. Отец сразу умер от разрыва сердца. Мы, четверо детей, и мама, пошли в люди. Однажды в район приехал артист создавать самодеятельный театр, помню, звали его Исмагил. В 30-х годах мода была на такие театры, они возникали один за другим. Парня направили в нашу деревню Ахман, так как самые красивые во всем Бакалинском районе люди – ахмановцы. Это правда. Исмагил начал ставить у нас в клубе «Галибаяну» Мирхайдара Файзи. Меня позвал суфлером, прослышав о моей страсти к стихам и декламации. Я согласился, тем более что делать мне в ту пору было нечего: начальную школу закончил, а в неполную среднюю меня, как сына кулака, не допускали.

Репетируем. Я выполняю свою работу и с интересом наблюдаю, как Исмагил ставит мизансцены. Но вдруг перед самой сдачей спектакля наш постановщик исчез… (через много лет мы узнали, что его арестовали). Что делать? Девушки в слезы… Я прошу доверить мне закончить работу над спектаклем. И заканчиваю. Спектакль прокатываем в Ахмане, в соседних деревнях, в райцентре. Мне дают премию и, прощая кулацкое происхождение, восстанавливают в колхозе.

Хочу ставить еще. Но где взять новую пьесу? Недолго думая, пишу свою. Получается сплошное подражание Мирхайдару Файзи, вторая «Галибаяну», но со счастливым концом. Пьеса из жизни кряшенов, кем был я и мои односельчане. Я ввел туда нового положительного героя – молодого колхозного активиста… Затем я написал одноактную пьесу «Гость» - о пограничном и шпионах. Мне было всего 13 лет».

Нажиб Асанбаев создал свыше сорока многоактных и одноактных пьес. Его произведения «Райса», «Файзи», «Зайтунгуль», «Раненая судьба», «Красный Паша», «Миляш-Миляуша» и другие с огромным успехом шли в театрах Башкортостана, Татарстана и Москвы.

Чуть не расстреляли

В 1941 году Нажиб Асанбаев после окончания Рязанского артиллерийского училища начал службу младшим лейтенантом – командиром орудия в 917-ом артиллерийском полку 350-ой стрелковой дивизии под командованием полковника, Героя Советского Союза Петра Авдеенко и генерал-майора Михаила Глухова.

11 августа 1942 года немцы начали готовить операцию «Вирбельвинд» («Смерч»). К 14 августа 350-ая дивизия и 917-ой артиллерийский полк, где воевал Нажиб Асанбаев, наряду с 387-ой и остатками 346-ой дивизий была окружена в районе Медынцево — Дудорово. Часть дивизии вышла из окружения, соединившись с 61-ой армией. После выхода из окружения, Нажиб Асанбаев был арестован и приговорен к вышей мере наказания – расстрелу военным трибуналам. Молодой двадцатилетний лейтенант томился в одной из тюрем в ожидании своего часа. Но к счастью, наши войска остановили и оттеснили немцев, освободили места, где героически дралась и погибла батарея Асанбаева. И справедливость восторжествовала: лейтенанту вернули звание, медаль «За отвагу», дали новую батарею, - написал в статье «Есть муки, которые…» фронтовик Тагир Тагиров.

Как Николай стал Нажибом

Нажиб Асанбаев в статье «Рух ныклыгы – бердәмлектә» (Сила духа – в единстве») писал, что гордится тем, что он кряшен. В 1954 году в Башкирском драматическом театре в первый раз поставили пьесу драматурга. На афишах крупными буквами было написано: НИКОЛАЙ АСАНБАЕВ. Тогда молодой драматург не ожидал, что татарского и башкирского зрителя смутит имя автора. Многие подумали – произведение переведено с другого языка – и не хотели покупать билеты. Группа артистов посоветовала Асанбаеву взять псевдоним Нажиб. В одну ночь афишу с именем поменяли, и зрители пошли на спектакль.

Нажиб Асанбаев писал и думал на башкирском языке, считал его вторым родным языком и гордился этим. Но он всю жизнь оставался сыном своего народа. «С момента своего рождения человек остается представителем своего народа и своей нации. Быть сыном своей нации – это дорогое и святое чувство, данное от природы», - говорил он.

Факты из родословной

Сын Нажиба Асанбаева Рустем был гитаристом первого состава рок-группы ДДТ. Увлечение музыкой появилось у него в конце шестидесятых, когда Рустем увидел по телевизору выступление польской группы «Breakout» на фестивале в Сопоте: «Это было настолько неожиданно на фоне официальной советской эстрады, настолько свободно и агрессивно, что я сразу подсел на эту музыку, на эти драйвовые гитары». Отец, Николай Асанбаев, поддержал увлечение сына и в одну из командировок в Москву купил ему хороший дорогой чешский инструмент «Tornado». Рустем Асанбаев был лучшим в Башкортостане и одним из лучших в стране блюзовых гитаристов. Его манеру исполнения лидер ДДТ Юрий Шевчук описывал так: «Он не просто играет, он мыслит посредством гитары. Это некая стихийная атмосфера, глубокое, на уровне бессознательного, познание и понимание мира через блюз. Негритянское блюзовое сердце в башкирском теле…».

  • Рустем Асанбаев

Родной брат деда Нажиба Асанбаева Максим Асанбаев, как видно по родословной, был священником в Троицком храме села Савалеево Мензелинского уезда Уфимской губернии, ныне Заинского района Республики Татарстан. По воспоминаниям прихожан, отец Максим был добрым и заботливым пастырем, оптимистичным и радостным человеком.

В 1931 году он был арестован и приговорен тройкой ГПУ ТАССР на 8 лет концлагерей по ст. 58-10. Дальнейшая судьба неизвестна. По некоторым сведениям, Максим Асанбаев был расстрелян в каком-то сибирском селе.

  • На фото слева направо: матушка Татьяна Никитична, сын Даниил, сын Николай (?).

Храм в селе Савалеево, где он служил, был закрыт, прихожанам удалось разобрать иконы по домам, а когда через много лет храм вернули верующим, иконы вернулись в дом Божий. Потомки отца Максима продали дедовский дом, но часть этих денег пошла на восстановление храма.

Согласно сведениям родственников, в семье матушки Татьяны Никитичны и священника Максима Асанбаева было 9 детей: Даниил (проживал в Казани, был начальником военного госпиталя, расстрелян в 1942 году по 58 ст.), Мария (проживала в Москве), Елизавета, Людмила, Николай (был священником в Мензелинске, умер со своей матушкой от болезни), Александр (умер в армии Колчака на руках брата Даниила), Алексей (проживал в Москве, был чекистом), Владимир (проживал в Астрахани, капитан флота), Аркадий (проживал в деревне Савалеево ТАССР).

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев