Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Родословная

Как найти предков: инструкция по составлению родословной

Краевед, составитель родословных с более двадцатилетним стажем Валерий Зарубин в рамках проекта "Моя родословная" рассказал о тонкостях составления генеалогического древа

География расселения кряшен

В дореволюционный период территория современного Татарстана относилась к пяти разным губерниям: Казанской, Уфимской, Вятской, Самарской и Симбирской.

Кряшены были расселены во всех губерниях, кроме Симбирской.

К территории Казанской губернии, где жили кряшены, относились Алексеевский, Кайбицкий, Лаишевский, Мамадышский, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, СабинскийТюлячинский, Чистопольский районы.

К территории Уфимской губернии – Заинский, Мензелинский, Муслюмовский, Сармановский, Тукаевский районы.

  • Карта Вятской губернии, 1907 год. Казанский картограф.

К территории Вятской губернии – Елабужский и Менделеевский районы.

Территории некоторых районов Татарстана относились к разным губерниям. Балтасинский и Кукморский районы располагаются на землях двух губерний – Казанской и Вятской. Нижнекамский –  на землях Казанской и Уфимской губерний. Территория Альметьевского района относилась к Казанской, Самарской и Уфимской губерниям.

На территории Уфимской губернии расположился Бакалинский район Башкортостана, где компактно живут кряшены. 

Территориальную принадлежность важно знать при поиске сведений в архиве. А именно – в какой архив обращаться – Казанский, Уфимский или другой.

Список кряшенских деревень можно посмотреть по ссылке.

Опрос родственников и сайты

Для того, чтобы составить свое генеалогическое древо, нужно опросить родителей, бабушек и дедушек. Посетить кладбище, где указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения и смерти.

Также информацию о родственниках можно найти на сайтах:

Ценные сведения о далеких предках представлены в архивных документах.

Метрические книги

Метрические книги – это архивные документы, в которых записывались сведения о гражданском состоянии жителей (рождении, браков и смерти). Метрическая книга рассчитывалась на год и состояла из трех частей: «О родившихся», «О бракосочетавшихся» и «Об умерших». Все три части будут полезны для составления генеалогического древа.

В части «О родившихся» указывались порядковый номер, дата рождения и крещения, пол новорожденного и данное ему имя при крещении. Место жительства, сословная принадлежность или звание, имя, отчество родителей, их вероисповедание, Записывались аналогичные сведения о восприемниках. Указывалось, кто из священнослужителей крестил. Конечная графа – рукоприкладство свидетелей записи по желанию.

Во второй части «О бракосочетавшихся» приводится порядковый номер и дата заключения брака. Записывались место жительства, сословие или звание, имя и отчество, вероисповедание, возраст. Для каждого супруга отмечалось, каким браком он венчался. Указывалось, кто совершил таинство. В отдельную графу записывались поручители со стороны жениха и невесты, их местожительство, звание или сословие, имя и отчество.

В третьей части «Об умерших» сведения о несовершеннолетних и совершеннолетних немного отличались. Записывались порядковый номер, дата смерти и погребения, возраст умершего, причина смерти, у несовершеннолетних – место жительства, звание или сословие отца, имя ребенка, у совершеннолетних – место жительства, звание и сословие, имя, отчество, у некоторых фамилия. Кто совершил погребение и где погребен. (На фотографиях представлены метрические книги на деревню Кабан-Бастрык).

Важно иметь в виду, что при составлении родословной, нужно собирать сведения обо всех родственниках. Каждый предок может послужить зацепкой для поиска родных по прямой линии.

На Елабужский уезд Вятской губернии имеются данные с 1720-х годов. На Уфимский уезд с 1830 по 1920-е годы есть документы по ясачным людям. На Казанский уезд сохранились документы с 1724 года. Однако не все метрики сохранились. Например, на Казанский уезд нет документов за 1811, 1813, 1814 и 1825 годы. 

Исповедальные ведомости

Исповедальные ведомости – ежегодная роспись, составляемая по каждому приходу православной церкви в Российской империи и представляющая собой посемейный список. В нем для составления родословной указаны такие ценные сведения, как состав семьи, возраст ее членов, место жительства. Важно, если человек умер, то в следующей исповедальной ведомости не будут о нем никаких сведений, в том числе о смерти.

Исповедальные ведомости варьируются от 1720 по 1860-е годы. Архивные документы сохранились по-разному. Нужно иметь в виду, что не все ведомости по своим предкам можно найти. Необходимо знать, к какой епархии относилось село, в котором проживали ваши предки и церковь, куда они ходили. Как правило, это близлежащий населенный пункт.

По сведениям краеведа Валерия Зарубина, исповедальных ведомостей нет на Уфимскую губернию, в частности, стоит отметить, Мензелинский уезд, где проживали кряшены. Здесь к поиску предков сразу стоит подключить ревизские сказки за 1834 год. Зато исповедальные ведомости сохранились на епархии, относившиеся к Казанской губернии. Также на Елабужский уезд Вятской губернии сохранилось мало исповедальных ведомостей.

В исповедальных ведомостях, в отличие от ревизских сказок, нет сведений, куда делись люди – умерли, были переселены в другие деревни или отданы в рекруты. Это немного усложняет поиск.

Ревизские сказки

Ревизские сказки – это документы, отражающие результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX веков. В данных документах проводился список населения, где указывались имя, отчество главы семьи, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста.

Всего провели 10 ревизий. На Мензелинский и Белебеевский уезды Уфимской губернии отсутствуют 9 и 10 ревизии. На уезды Казанской губернии, где территориально проживали кряшены, ревизии есть. Они хранятся в архиве города Казани. Четвертая ревизия 1782 года отсутствует по всей России. Каждая ревизия имела свои особенности. Важно для чтения ревизских сказок овладеть скорописью (тип письма), либо обратиться за расшифровкой к специалисту.

8 ревизия 1834 года.  

По 8 ревизии видно, сколько лет было вашему предку в предыдущей ревизии. Если человек умер, то в архивных документах будет написано, в каком году это случилось. В данной ревизии мужчины фиксировались на одной странице, женщины на второй. Они расписаны целыми семьями, указаны их имена, отчества и возраст, дети и их возраст. В документах фиксировалось, было ли переселение – в какие населенные пункты ушли и откуда пришли.

7 ревизия 1816 года.

Данная ревизия сходна с последующей – 8 ревизией.  Лиц мужского и женского пола указывали на разных листах. В архивных документах ссылались на ревизию 1811 года, если к этому моменту семья была в деревне, то записывали их возраст по предыдущей ревизии, а если семьи нет, то было написано, откуда и в каком году пришли. В этом случае предков следует искать по ревизии 1811 года в той деревне, откуда пришли.

6 ревизия 1811 года.

 В 6 ревизию вошли только лица мужского пола. Указаны их имена и отчества, возраст по последней ревизии, выбывшие, возраст ныне на лицо. Если люди были перечислены, записывалось, из какого населенного пункта пришли.

5 ревизия 1795 года.

 В 5 ревизии фиксировались не только мужчины, но и женщины. Особенностью данной ревизии является то, что подробно писали, откуда жена ( с какого уезда и какой деревни), куда дочь вышла замуж.  

3 ревизия 1762 года.

В данной ревизии шло деление по дорогам. Важно знать, к какой дороге относилась деревня, где жили ваши предки, – арской, зюрейской, ногайской и т.д. – и в каком уезде – Уфимском или Казанском – территориально располагалась. Деревни подчинялись сотням. Это значит, можно искать по ним. Во 2 ревизии они будут в той же сотне, следовательно, если есть проблемы с поиском деревни, то ее можно найти по сотне.

  • Документ на деревню Айталан Елабужского уезда Вятской губернии, 1762 год. Из архива Валерия Зарубина. 

2 ревизия 1745 года.

Во второй ревизии указывались только мужчины. Архивные данные состоят из двух частей - основной и об убывших. В первой части написано, кто жил в деревне на тот момент. В деле об убывших дана информация, кто умер между 1 и 2 ревизиями и в каком году, кто ушел в рекруты, кого перевели в другие деревни и в каком году.

1 ревизия 1719 – 1720-е года.

Данная ревизия состоит из трех частей. В основной части зафиксировано месторасположение деревни и показаны тамги старшины деревни и выборного.

Во второй части – подворной переписи указывались имя, отчество хозяина, жены, имена детей и их возраст.

В третьей части были зафиксированы вновь прибывшие и утаенные (кто вновь прибыл и откуда, кто пропущен в основной переписи и почему). Утаенные - это люди, которые были не указаны в ландратской книге по какой-то причине. Перепись проходила с 1719 по 1722 года.

В этой ревизии встречается формулировка“по распоряжению полковника графа Головкина.” Граф возвращал тех, кто был угнан, находился в плену или был в бегах в Уфимском уезде.

Ландратские книги

Ландратские книги – подворная перепись, проведенная в ряде российских губерний в 1716—1717 годах. В ландратских книгах пишутся имя, отчество, возраст мужчины, имя, отчество, возраст женщины, наличие детей, их имя и возраст. Указывается, в какой деревне жили и в каком году переселились в данную деревню.

Приведем пример из ландратских книг на деревню Большие Аты Нижнекамского района:

Во дворе Иван Кондратьев – пятидесят одного году, у него жена Орина Алексеева – пятидесят шти лет, детей: сын Федор – девятнатцети лет, холост, дочь Матрена – четырнатцети лет, сказался что он напред сего жил тое ж Андрюшкины сотни в деревне Каинлы Тюбяк и в перепись 1710 году, написан в той деревне, а в вышеписанную деревню по речке Ате перешел жить в 1714 году, платил полясака (РГАДА, фонд 350, опись 1, дело 153, лист 256об).

Документы на 1710 год не сохранились.

  • Документ 1716 года, скоропись. Из архива Валерия Зарубина

Писцовые (переписные) книги

Писцовые книги – поземельные описи, использовавшиеся с XV века до середины XVII века, содержавшие сведения об имущественном положении служилых людей. Переписные книги – это один из типов писцовых книг, в которых содержалась информация о податном населении, то есть тех, кто платил подать (налог). Особенность писцовых (переписных) книг для составления родословной заключается в том, что в них есть сведения о том, кто проживал в том или ином населенном пункте, однако не указывался их возраст.

Приведем пример из переписных книг о деревне Малые Кибячи (территория современной деревни Кибячи Пестречинского района):

Поместье служилых новокрещенов в деревне Малых Кибич, Асан тож, а в ней: двор помещиков Бориска Иванова з детми з Данилком, да с Мишкою, у Данилка детей: Васка, да Петрушка, да Ивашко, у Мишки сын Ивашка, у него ж дворовой человек Васка Яковлев сын, родом немчин, во дворе помещик Ондрюшко Кузмин сын Башеев з детми с Ылюшкою, да с Сенкою, да с племянником з Гришкою Васильевым, во дворе служилой (РГАДА, фонд 1209, опись 1, 1646 года, дело 6445, лист 576). Неверстаной новокрещен Пашка Ондреев з детми с Сенкою, да с Ывашком, во дворе служилой неверстаной новокрещен Гаврилоко Ондреев з детми с Федкою, да с Ывашком, во дворе служилой неверстаной новокрещен Алимпейко Иванов з детми з Гришкою, да с Онисимком, да с соседом з Гарасимком Ондреевым, во дворе служилой неверстаной новокрещен Гришка Олексеев и в той деревне помещиковых шесть дворов, людей в них помещиков (лист 576 об). Шесть человек, детей их десять человек, внучат четыре человека, племянник один человек, у одново помещика дворовой один человек, сосед один человек и всего людей дватцать три человека (лист 577).

Где можно найти архивные документы?

На сайте «Родная Вятка» можно найти часть архивных документов на кряшен. Это уникальный сайт по поиску предков, где есть карты, сведения о населенных пунктах и их жителей. 

Метрические книги хранятся в Государственном архиве Республики Татарстан и в Национальном архиве Республики Башкортостан.

Исповедальные ведомости можно найти в Государственном архиве Республики Татарстан.

Ревизские сказки (с 5 по 8 ревизии) хранятся в Казани и в Уфе, (с 1 по 3 ревизии) – в Москве.

Ландратские и писцовые книги хранятся в Российском государственном архиве древних актов.

Фото: из архива Геннадия Макарова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

6

0

0

1

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев