Жемчужина моей семьи
О жизни каждого человека можно написать книгу, открыв которую, читатель окунулся бы в хитросплетения и перипетии судьбы героя, сочувствовал бы ему и радовался бы его успехам. Один человек, рождаясь, становится «баловнем судьбы», на долю второго выпадает немало испытаний. Я открою вам книгу дорогого мне человека, чья жизнь похожа на череду испытаний, в которой, казалось бы, совсем нет места маленьким радостям. За мной, мой читатель!
Суровое нежное время
Жемчужина моей семьи – моя бабушка, Тамара Николаевна Попова (в девичестве Чукаева). Она появилась на свет в послевоенное время в 1948 году в деревне Кабан-Бастрык Заинского района в семье бедного крестьянина Николая Чукаева и дочери раскулаченного земледельца Ирины Батаевой. Эби была самым старшим ребёнком в семье, так как дети, рождённые до Великой Отечественной войны – маленькие Алексей и Зинаида Чукаевы – погибли от инфекционной болезни в нелёгкие военные годы, когда смерть не щадила никого, уносила на своих чёрных крыльях как детей, так и взрослых. В память об этих детях остались лишь свидетельства о рождении со старыми пожелтевшими от времени страницами.
Кроме эби, в семье Чукаевых подрастали Петр, Василий и Зинаида. Эбигэ, как самой старшей, приходилось присматривать за младшими, нянчиться с ними, следить за порядком в доме, прибираться, пока родители были на работе.
Таким образом, она была лишена полноценного детства, где было бы место для задорного смеха, игр во дворе, посиделок с подружками. К тому же, в деревенских семьях из-за тяжелых трудовых будней у родителей не оставалось времени для ласки детей. Скупое от бедной жизни, повседневных забот и дум о том, как бы добыть хлеба, сердце человека хранило любовь только в душе. Эби вспоминает, как отец сурово говорил им: «ашаганда колагыгыз шытырдап торсын», чтобы дети не баловались, а молча ели и поскорее принимались за работу. Несмотря на твердый характер папы, эби с теплотой и большой нежностью вспоминает его.
Годы юности, казалось бы, самые прекрасные годы, у эби были омрачены слезами. Рано умер папа, переживший плен в пору Великой Отечественной войны. Он мечтал, чтобы его старшая дочь, моя бабушка, стала медицинским работником. Уж очень он уважал «людей в белых халатах». Наверное, потому что в плену после жестокого избиения его выходил ветеринар, ушедший на войну из соседней деревни Дурт Мунчи, Мэннэн абый, с которым они часто впоследствии вспоминали времена плена, а маленькие дети прислушивались к их рассказу.
Уход отца стер мечты эби стать врачом. Ей пришлось идти работать на ферму, закончив восьмилетнюю школу. В 1965 году семнадцатилетней девчонкой она поехала работать в деревню Переславичи Московской области. Её в числе других кабанбастрыкских девушек завербовали на рубку леса.
Многие девушки, женщины, бабушки деревни Кабан-Бастрык Заинского района смиренно и покорно принимали свою судьбу, с детства учились любить труд. Таких женщин в своём стихотворении воспел наш сородич Д.Малов из деревни Ляки Сармановского района. Пожалуй, в этих строках, несмотря на их конкретную адресность, многие деревенские девчонки из разных уголков нашей земли узнают себя:
«Кабан авылы кызына»
Яшьлекләрең үтеп китте
Кабан су буйларында
Чирәмендә бәбкә саклап,
Кер юдың суларында.
Бәләкәйдән күреп үстең -
Тормыш итүе авыр.
Авырлыкларга сынмадың,
Бигрәк тә булдың сабыр.
И жнец, и кузнец…
Эби вышла замуж в восемнадцать лет. Пришли сваты из деревни Евлево Тукаевского района. В первый раз они получили отказ, как и свойственно для традиционного кряшенского обряда сватовства. Но придя в третий раз, гости ушли с положительным ответом. Юная девушка оказалась в незнакомой деревне, где её ждали новые беды… Рано умер муж, Купи бабай (Прокопий Попов), оставив эби в тридцать лет с пятью детьми, старшему из которых было двенадцать лет, младшему вот-вот должен был исполниться год. На плечи эби легли как мужские, так и женские обязанности: рубка дров, забой домашней птицы, приготовление пищи, стирка за пятью детьми и свекровью и т.д.
Эби одна подняла на ноги пятерых детей, дала им образование. По мере возможности ей помогали двое младших братьев и сестрёнка.
Она никогда нам не жаловалась на свою судьбу. Молча, стиснув зубы, принимала её удары. Как и все деревенские семьи, эби держала живность во дворе, ухаживала за огородом, несмотря на то, что приходилось и работать на ферме, и смотреть за домашней скотиной: за утками, гусями, курами, барашками, свиньями и за коровой. Знаменитый поэт Н.Некрасов восхвалял русских женщин, которые коня на скаку остановят и в горящую избу войдут. Ох, как ошибался Некрасов, когда пел гимны только русским женщинам! Ведь среди кряшенских женщин тоже немало сильных и волевых, вырастивших детей одни.
Самые тёплые руки – бабушкины
Помню, ранним утром, когда лучики солнца скромно освещали дом, мы просыпались и слышали треск дров в печи, это означало, что эби готовила дурычмак, колчэ или пирожки с различными вкусными начинками: морковью, яблоками, черёмухой, мясом. Мы – маленькие дети – услышав это, скорее спешили участвовать в процессе. Эби терпеливо учила нас, любознательных малышей, готовить.
Какими ароматными и вкусными выходили пироги из печи, а запах настоящего деревенского хлеба сводил с ума! Помните его? А вкус парного свежего молока, за которым так спешно перед вечерним закатом торопился кот?
У эби -золотые руки. В её руках дело спорится: шитье, вязание, стряпание и другая работа по хозяйству. Бывало, расчехлит швейную машину и принимается за работу. А мы наблюдаем, как эби шьёт занавески или штопает брюки по просьбе односельчан и родных, которые остаются благодарными её труду.
Каждый год зимой, когда дела в огороде завершаются, эби принимается вязать башмаки, варежки и отправляет их нам – своим внукам. Связанные с её теплотой и любовью вещи согревают нас в зимнюю стужу.
Дома у эби всегда чистота и порядок. Каждого гостя она встречает вкусной выпечкой, наваристым домашним бульоном. Исключительны испечённые в печке блины, которые тают во рту и уносят мысли в беззаботное детство.
На каждый сабантуй или Троицын день, как его принято называть в Евлево, эби по просьбе главы сельского поселения Розы Абдульмановой печёт пироги, бэлеш или другую выпечку.
Будучи пенсионеркой, долгое время кормила рабочих крестьянско-фермерского хозяйства по просьбе Анатолия Касакина.
Эби никогда не боялась труда, как говорят у кряшен «умырып эшлэде». И даже сегодня 71-летняя эби держит кур, радует нас вкусной выпечкой, приготовленной прямо в печи, и сохраняет чувство юмора и оптимизм.
О тебе молится
Сердце бабушки вдвойне больше сердца матери. Оно вмещает в себе любовь не только к детям, но и к внукам. За внуков бабушки переживают больше, чем за детей. Ведь дети крепко стоят на ногах, а внуки только начинают свой жизненный путь, неуверенно шагая и порой оступаясь. И вот за них-то усердно молятся бабушки.
В трудные минуты жизни внуков, эби с молитвами обращается к Богу и постоянно говорит: «Алла бар, ышаныгыз». В уголке её деревенского дома ютится «тэре почмагы» -место икон, украшенное вышитыми полотенцами. Оно символизируют веру кряшен, уходящую вглубь веков.
Сегодня эби мать пятерых детей и бабушка одиннадцати внуков. Каждого своего ребёнка, будь то дети или внуки, эби встречает с улыбкой и готовит традиционные кряшенские блюда. Однажды на мои каникулы эби приготовила блюдо под названием «кан тэбэсе». В основе этого блюда свежая кровь животного и девять ингредиентов, в числе которых яйцо, мука, чеснок соль и т.д. Специфичное блюдо, которое не каждый бы осмелился вкусить. Его ели наши предки, а вот потомки вряд ли станут пробовать данное национальное блюдо кряшен и нагайбаков. Единственными хранителями его останутся бабушки.
На Пасху (Олы кон) у эби собираются дети и внуки: красят пасхальные яйца, готовятся встречать праздник, эби читает молитвенные книги. В такие минуты чувствуется единение семьи.
Дорогая моя эби, спасибо за вашу любовь и молитвы за нас, ваша любимая МАРИШ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев