Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Новости

Заговоры нагайбаков

Многим из нас иногда «краем уха» приходилось слышать что-то о заговорах

Но в нагайбакской среде эта тема не афишировалась, подробно не описывалась и никому не рассказывалось. Обладатели этого особенного дара тщательно утаивали все подробности своего ремесла, не посвящали этому посторонних, а свои знания передавали избранным представителям своего рода.

Как известно, заговор может нести в себе замысел как добрый, так и не очень. Однако ничего плохого о нагайбакских заговорах нам не приходилось слышать. Как правило, нагайбаки используют их в добрых целях для обеспечения здоровья и благополучия человека или животного. Каждый наш день пронизан ритуалами обыденной жизни. Например, ритуал приветствия или прощания, привычка присесть на дорожку или поцеловать ребёнка перед сном. И хотя порой кажется, что повседневные ритуалы не имеют практического значения, всё же они в значительной степени организуют нашу жизнь.

Заговорами принято называть заклинательные тексты и ритуальные диалоги лечебной, промысловой, хозяйственной магии, призывы и отсылки, адресованные природным стихиям, животным, мифическим существам, формулы угроз и проклятий, словесные обереги. Заговоры не поют, не произносят в полный голос, а шепчут.

Бабки-знахарки

Целителей, которые живут в нашей местности, называют  «бабками-знахарками». В нашем селе Кассель старых бабок-знахарок уже не осталось, однако, это ремесло ими было частично передано потомкам – дочерям и внучкам. Мы попытались пообщаться с представителями данного знания в нашем селе и выяснили, что они настороженно относятся к любопытствующим, говорят о своем ремесле с неохотой.

Так, мы выяснили, что знахарки не должны носить черной одежды в дни, когда лечат людей и животных. Также в эти дни она сама должна быть здорова, если она недомогает, то лечение переносится. Мы выяснили, что непременным условием лечения является строгое соблюдение определенных народной традицией правил:

1) время действия – утро перед восходом солнца, вечер перед заходом солнца, полночь, месяц (молодой, на убыль, ущербный или полнолуние, зависит от содержания заговора), когда на небе зажигаются звезды;

2)  место действия:  дом, двор, улица, ручей, лес, место под деревом, кустом, поле, перекресток;

3) поведение человека:  больной после совершения обряда должен возвращаться домой молча, стараясь никого не встретить, а если встретит кого, то ни в коем случае не разговаривать с ним; если он идет не один, должны идти след в след, чтобы болезнь не нашла дорогу назад; дойдя до дому, немедля войти в него; почти все заговоры и сопровождаемые ими действия повторяются три раза.

По словам Захаровой Веры Петровны, знахарки не подают людям руку при приветствии, они здороваются словами, потому что берегут свои пальцы. Считается, что через рукопожатия они отдают свою силу. Если они поранили палец или руку, то они его не лечат, а ждут, когда рана заживет сама. В это время они также не лечат больных. За свое лечение они принимают подарки в знак благодарности, а не назначают плату, потому что их цель – спасение и помощь. 

Самым простым и распространенным оберегом от порчи – говорит Вера Петровна – считается «делание кукиша». Чтобы вас не сглазили, нужно сделать левой рукой  «кукиш»  в кармане или просто незаметно для окружающих. Существует и другой способ оберега от порчи, сглаза: булавку прикалывают головкой вниз на одежду с изнаночной стороны. Вера Петровна также поделилась некоторыми заговорами на нагайбакском языке. Чтобы волосы были здоровыми и густыми, заговаривают яйца, моют голову и при этом говорят: «Богородица Мария киле сыуга, киле чечин жиберып, башын жуа кукейны мактап, Ылы Кын кукее чечны янартсын. Амин». (Богородица Мария идет к речке, идет распустив косы, моет голову, хваля яйца, пусть пасхальные яйца укрепят мои волосы). Слова произносятся 3 раза. Для излечения от чирея: «Чирей-вирей, синын бабай Василий, каян кильдын шунда кит, миным ак дэнымэ утырма. Ничик кутырлар ярыла, шулай и миным эт эчеге жюгала Амин». (Чирей-вирей, твой дед Василий, откуда пришёл туда и иди, а на моём белом теле не сиди. Как эти житенки треснут, так и мой недуг пропадёт). Обращения к домовому: «Ый ыясы, булыем мин бу жюртта кужя». (Батюшка домовой, пусти меня в доме пожить, да позволь мне хозяюшкой быть). Для семейного счастья: «Нищик матча аерлмый тушемнен, шулай мин аерлмыем уземнын иремнэн». (Как матица неотделима от потолка, так и я буду неотделима от своего мужа).

Магический воск

По словам другой обладательницы этих способностей – Ишимовой Любови Петровны, методов снятия внешнего негатива много. Но она занимается только отливанием на воске. Когда расплавленный воск льют в воду, он принимает на себя информацию о человеке. А когда воск снова расплавляют, он теряет эту информацию, она улетучивается. Если читать заговоры, молитвы во время расплавления воска, то негативная информация уничтожается. Нам удалось понаблюдать, как женщина осуществляет этот ритуал. Для этой процедуры она берет примерно 50-100 грамм воска и помещает его в специальную посуду. Далее посуда с воском, удерживаемая обычной прихваткой, подогревается на водяной бане. Начало и конец работы сопровождаются благодарственными словами, обращенными к Богу: «Слава роду Всевышнему! Слава роду Породителю! Слава светлым Богам и предкам нашим!» Затем расплавленный воск переливается в стакан с водой. После того как воск застыл, он вынимается из воды, переворачивается и внимательно рассматривается. Так, например, шишечки или виноградные гроздья означают наличие порчи. Волны, пузырьки – испуг, стресс, переживания, болезни сердца. Квадратики и треугольники – проклятие, заклятие. Мордочки разные – подселение, одержимость чем-либо.

Воск можно использовать для исцеления столько раз, сколько нужно. Имеется ввиду что после каждого сеанса его достаточно просто переплавить и хранить до следующего где-нибудь подальше от посторонних. После окончательного исцеления (когда уже воск будет чистый совсем) воск нужно в последний раз переплавить и выбросить в реку, а лучше сжечь или закопать в землю. Вода после сеанса выливается в канализацию со словами: «Матушка-водичка, унеси все болезни, печали, всё наносное, перекрёстное. Да будет так!», «Добрый Дух – на землю, злой – под Землю!». По словам Любови Петровны, это целое искусство, которое совершенствуется с каждым разом.

Пакости соседки

Николай Ишимов – потомственный нагайбак, родился в Касселе и сохранил в своей памяти много историй, рассказанных его бабушкой Татьяной Тимофеевной Тихоновой, отцом и двоюродной сестрой. В социальных сетях он рассказывает самые запомнившиеся истории из жизни нагайбаков. На его странице в «Одноклассниках» мы познакомились с одной историей: «У нагайбаков сильны традиции заговоров и колдовства. Брат моей бабушки зашёптывал змеиные укусы, заговаривал порезы косой и серпом. Отец рассказывал, что змей он заговаривал, перечислив их 12 имён – те погибали. А вот очевидцем каких событий был я, шести лет отроду. Было лето. Я хожу за бабушкой как хвостик, она то гусенят пасёт, то цыплят закрывает. По улице проехала машина и переехала соседскую курицу. Бабушка неспешным шагом принесла ещё трепыхающуюся курицу и повесила на колышек соседкиного плетня! Мне сказала: «Много соседка пакостей вам наделала – пришла пора отвечать!». А «пакости» были таковы: игравший на гармошке при недовольной соседке мой брат на следующий день в это время упал в «падучую», и так ежедневно! Насилу вылечила через три месяца знакомая знахарка, протащив через потный хомут три раза. Телята и ягнята после «восторгов» соседки околевали на месте!

Курица через некоторое время превратилась в скелет, а скотина у соседки вывелась, до единой головы. Соседи переехали на другую квартиру.

Также Николай Никитич отмечает, что в детстве, когда собака собирается напасть на человека, их учили говорить, глядя в глаза животному, следующие слова: «Атан кырык, инэн бер – кутынэ карап ор». После этих слов собака уходила.

Заговор деда

Одна моя взрослая знакомая, вспоминая свое детство, рассказывала, что, когда она была маленькой, ее дед на убывающую луну заговаривал ей бородавки. Для этого он завязывал узлы на нитке и произносил определенные слова на нагайбакском языке. Затем эту нить с узлами он бросал под полог в баню, и, видимо, как нить сгнивала, так и бородавки исчезали. Заговор помог, и сейчас знакомая жалеет, что не интересовалась в свое время способностями и знаниями своего деда.

Окунувшись в тему нагайбакских заговоров, пообщавшись с носителями этих способностей, мы выяснили, что нагайбакские заговоры имеют свои устойчивые правила и традиции, и что все русские заговоры оканчиваются словами «Аминь», а наши нагайбакские словами «Тьфу». Уникальные способности даются избранным. Помимо специальных знаний, чтобы помочь кому-то, нужно отдавать частичку себя, а это влияет на собственное здоровье и душевное спокойствие знахаря. Непосвященным людям не стоит прибегать и практиковать заговоры, поскольку неправильное использование ритуалов может принести вред не только тому, на кого направлено действо, но и исполнителю заговора.

Фото: vsezavisimosti.ru

Кристина ЮСКИНА, п. Кассельский, Нагайбакский район

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев