Яков Емельянов: просветитель, гражданин, поэт
В этом году кряшенская общественность Татарстана отмечает 170-летие кряшенского поэта, просветителя и священника Якова Емельянова
Распоряжением Кабинета министров Республики Татарстан, на юбилейные мероприятия выделено финансирование. Так, в рамках Года Якова Емельянова, в Казани 7 сентября пройдет Всероссийская научно-практическая конференция «Роль интеллигенции в развитии культуры и сохранении самобытности кряшен Волго-Уральского региона», а 8 сентября состоится второй республиканский православный фестиваль культуры кряшен «Бәрмәнчек бакчасы»-«Вербицы сад». Также планируется установка мемориальной доски в селе Танькино Кукморского района.
Много ли среди вас тех, кто когда-либо слышал хоть что-нибудь о кряшенской поэзии, или говоря иначе, о творчестве поэтов-выходцев из кряшен? Или же, возможно, вам знакомо имя Якова Емельянова – талантливого деятеля литературы второй половины 19 века? Могло ли быть такое, что вам случайно попадались его стихотворные тексты?
Уверена, что ответом на все упомянутые выше вопросы служит простое, но, пожалуй, самое ёмкое слово русского языка – «нет». И это, к сожалению, неудивительно. Стоит ли упоминать, что в настоящее время, несмотря на все усилия со стороны российского правительства, литература всё больше отходит на задний план, а поэзия народов многонациональной России, если говорить честно, мало интересует обывателя: тот любит «картинки» и не любит тексты. Между тем, нередко среди неизвестных широкой публике литераторов, так называемых поэтов второстепенного и третьестепенного ряда, скрываются настоящие таланты, которые стоит только обнаружить и они тут же засияют. Таким талантом был и Яков Емельянов или, как его называли в народе, җырчы Җякяү (певец Яков).
Родился будущий поэт в 1848 году в деревне Алан-Полян, что в Лаишевском уезде Казанской губернии (ныне – Рыбно-Слободский район Татарстана), в обычной крестьянской семье. Согласно сохранившимся данным, семья была многодетной (8 детей). Жили они просто, как и все в округе, не были особенно религиозны, образованных в семье также не было. В 1863 году в Казани открывается первое учебное заведение для детей-кряшен – Казанская крещёно-татарская школа, – в которую и приходит пешком 16-летний Яков Емельянов, тем самым пополнив ряды российский самоучек. После окончания учебы он начинает заниматься педагогической и просветительской деятельностью, и это непростое дело он будет самоотверженно продолжать фактически всю свою жизнь. В эти же годы Яков Емельянов впервые пробует себя на литературном поприще: в 1879 году увидел свет первый его стихотворный сборник, опубликованный под названием «Стихи на крещено-татарском языке», или же «Даржа äби княгясе» («Книга бабушки Дарьи»).
Литературное наследие Якова Емельянова невелико (при жизни поэт выпустил только два небольших поэтических сборника), но разнопланово и весьма значительно в том отношении, что именно его стихотворения стали первыми, известными современному литературоведению, образцами кряшенской поэзии.
Практически все творчество поэта посвящено одной, завладевшей всем его сердцем и душой, теме – жизнь народа. Исследователи кряшенской культуры, в частности Хатип Усманов, Максим Глухов, Равиль Файзуллин и другие, отмечают высокую степень гражданственности стихов Якова Емельянова, обилие социальных и обличительных мотивов. Поэт мастерски рисует перед читателем повседневную «горько-сладкую» жизнь кряшенского народа, рассказывает о тяготах и лишениях обычного человека, о скорби и о горестях, о тех притеснениях, которые испытывает он из-за жадности и двуличия окружающих его людей. Так, в стихотворении «Саран бай» («Скупой богач») он призывает простого человека не стыдиться своей бедности и не унижаться перед богатыми и «сильными мира сего». Мы читаем:
«Өеңә керсә саран бай,
(Когда в дом твой заглянет богач)
Аңар ишегең ачма;
(Не открывай ему двери)
Ул килгәндә ялангач булсаң,
(А если оказался босым перед ним)
Аннан оялып качма.
(Не стыдись сего).»
Между тем, восстает поэт не только против имущественного и социального неравенства, осуждает не только богатых и зажиточных людей, направляет он свой гнев и на своих сельчан, простых крестьян, которые также не лишены пороков. Невежество, отсталость взглядов, грубость и мошенничество – всё это становится предметом критического осмеяния в творчестве Якова Емельянова. Так, в стихотворении «Олысымаклык» («Гордыня») он призывает обывателя бороться с этим чувством, которое, как утверждает поэт, портит даже самого добродетельного человека.
«Төкерсен аңар барысы да,
(Пусть все плюют на нее)
Ул хурлыкны тулы аңласын,
(Тогда она поймет, сколько мерзости в ней)
Аның куәте җир өстендә
Тамырын җәеп калмасын.
(И пусть не останется от нее даже корней).»
Есть в наследии Якова Емельянова и стихотворения философского толка, в которых художник задается «вселенскими» вопросами. Так, в стихотворении «Кайгылы чакта кöйöнмя…» («He печалься во время скорби») он пытается разобраться с тем, что представляет собой чувство скорби, каково его наполнение? Он уверен, что у скорби есть высший смысл: скорбь – это своеобразный путь к осознанию настоящих жизненных ценностей, это путь к познанию человеком самого себя. И именно поэтому не стоит печалиться, когда скорбь тебя настигает, нужно принять её и то, что она несёт в себе.
Читая поэта, мы всегда чувствуем то, как он восхищается своим народом, как высоко ценит его, как нежно привязан он к соотечественникам и как сильно он любит то, что его окружает. Стремление Якова Емельянова просветить людей, научить их добру и состраданию, научить их гордиться тем, кто они есть – вот одни из тех многочисленных посылов, которые содержит в себе творчество поэта. И именно это стремление придает его стихотворениям решительность и силу: он не шепчет, нет, он говорит громко, четко и ясно, пытается проникнуть в сознание читателя и воздействовать на него, в некоторой степени воспитать его заново; поэт настроен на борьбу. Однако такое трепетное отношение Якова Емельянова к своему народу, беспокойство за его судьбу – все это приводит к душевной и физической усталости, тем самым приближая смерть поэта. Он оканчивает свой жизненный путь 3 февраля 1893 года, едва достигнув возраста 45 лет.
Трудно представить, как много Яков Емельянов сделал для своего народа, ему он буквально отдал всего себя: он первый просветитель кряшен. Конечно, Яков Емельянов навсегда останется на страницах истории как первый кряшенский поэт и как мудрый учитель, но, в первую очередь, запомнится он как человек, горячо и преданно любивший свой народ.
Татьяна Князева, студентка КФУ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев