Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Новости

Университеты Татьяны Дунаевой

15 июля исполняется 80 лет ветерану кряшенского движения, общественному деятелю, педагогу, ученому Татьяне Дунаевой. О том, как она проходила свои жизненные университеты, Татьяна Григорьевна рассказала нашей газете.

Татьяна Григорьевна, за Вашими плечами – целая жизнь, огромный опыт. В этом возрасте человек задумывается о смысле своей жизни. Как Вы считаете, какова Ваша миссия в этой жизни? На Ваш взгляд, удалось ли Вам её выполнить?

В моем понимании миссия человека – это та цель, с которою душа (заключающая в себе образ Божий) приходит на землю. Нам, людям, не дано знать об этом, кроме, быть может, великих старцев, как Серафим Саровский или гениев, интуитивно проникающих в тонкие духовные сферы. Помните стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», где шестикрылый серафим воззвал Бога глас: «глаголем жги сердца людей»?..

Для простых людей даны заповеди, они зафиксированы в Евангелии. Иисус Христос довел до своих учеников, через них и до нас, две наибольшие заповеди. Первая – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душей твоею, и всем разумением твоим» (Евангелие от Матфея. 22:37), вторая – «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).

Исполнение первой заповеди нами, выросшими в атеистическом государстве, сомнительно. Относительно второй заповеди богословы сомневаются даже в том, правильно ли мы понимаем ее сути. Для того, чтобы возлюбить ближнего как самого себя, оказывается, нужно научиться любить себя не внешнего и материального, не физического тела, а внутреннего духовного «я». Человек, живущий только на внешнем, физическом уровне, начинает заниматься либо самолюбованием, либо самобичеванием. Неожиданно для нас, для скромных кряшен, оказывается, что «чрезмерное самоуничижение паче гордыни». Так писали святые отцы Православной церкви. Выполнена ли такая миссия – очень большой вопрос, и не в нашей компетенции на него ответить.

Поэтому, перенесем разговор на другую – земную плоскость. В обыденном понимании, я всегда хотела получить образование, учиться, и узнавать больше, как бы тяжело это не давалось в материальном плане. Может быть, это стремление было связано с желанием отца, которого очень мало помню. Он ушел на Отечественную войну еще в июле 1941 года и погиб в феврале 1945 года в Восточной Пруссии. Дважды награжден медалью “За отвагу”, которую получали за сугубо личные заслуги, и некоторые другие знаки отличия.

Училась я в Кабан-Бастрыкской сельской семилетней школе Заинского района, где работали великолепные учителя. Затем в Елабужском библиотечном техникуме, в вузе и аспирантуре училась в Москве. Далее вся жизнь была связана с возможностью продолжать образование. Работала в Республиканской (теперь Национальной) библиотеке Республики Татарстан с ее миллионными фондами, руководила Книжной палатой ТАССР со всей печатной продукцией РТ, была проректором в Казанском государственном институте культуры, где, как и в любом вузе, общение со студентами требует постоянного наполнения интеллектуального багажа педагога.

Жить честно, работать со всей отдачей сил – для людей моего поколения, детей войны – было не целью, а образом жизни. В этом отношении, я считаю, миссия выполнена. Насколько качественно – не мне судить.

Какие яркие события жизни Вам запомнились? Какие были радости? Были ли трудные страницы в жизни?

Действительно, в течение долгой жизни были и радостные события, горести и трудности. Они связаны и с работой моей и моего мужа, с семейными событиями, с детьми и внуками. Например, в моем сердце, или в голове, запечатлен как фото эпизод из первой поездки в Ялту, в дом отдыха «Актер». После морского купания сидим втроем почему-то на полу: муж, сын и я, разговариваем. Радостные глаза, позу, счастливое выражение лиц обоих помню в деталях и сегодня. Была бы художником – могла бы нарисовать, хоть сейчас.

Запомнились минуты радости, душевного комфорта от удачно проделанной работы: например, прошедшая в нашем институте Всесоюзная научная конференция аспирантов нашего профиля; вручение дипломов особо одаренным или старательным студентам; удачные премьеры спектаклей в театре имени Галиасгара Камала с участием моего мужа Николая Дунаева и т.д.

Трудности в начале жизни были, прежде всего, связаны с материальным недостатком, с отсутствием нормальных условий жизни. К счастью, среди наших друзей, так называемых артистов-«щепкинцев», богачей не было. Все были примерно одного материального достатка, поэтому все это воспринималось не как трагедия.

Юная Татьяна Батаева с односельчанами (1ряд, третья слева) 1951 год. 

Каково быть супругой известного артиста? Как строится Ваше семейное счастье с Николаем Ивановичем?

Не могу ответить на ваш вопрос, я ведь не была супругой человека другой профессии. Сравнивать не с чем.

Знаю одно: главное для семейной жизни – не профессия, а душевные, человеческие качества, взаимопонимание, умение слушать и слышать друг друга, когда-то нужно и уступать.

В чём, на Ваш взгляд, заключается женское счастье?

В наш 21-й век женское население земного шара активно участвует во всех сферах общественной жизни. Остались ли женщины, занимающиеся только семейными проблемами? Вокруг себя, среди педагогов, библиотекарей, работников культуры, артистов, журналистов, писателей таких я не встречала. Семейные дела всегда тесно переплетаются с профессиональными проблемами. Поэтому, я не привыкла думать о женском счастье отдельно от других проблем. Например, артисты театра Камала, в том числе Николай Дунаев, летом по три месяца находились на гастролях. Я работала на 2-сменной работе в Республиканской библиотеке, следовательно, была у меня возможность еще проводить экскурсии по Казани для путешествующих и отдыхающих на пароходах. Так как сын Владислав нуждался в летнем отдыхе на природе, мы первыми из «щепкинцев» купили сад-дачу, где жили сын с моей мамой летом. Для того времени для меня это было и женское, и материнское, и дочернее счастье, так как Николай понимал важность такого шага.

Золотая свадьба Дунаевых. 2011 год.

По большому счету, женское счастье заключается во встрече с человеком, душа которого вибрирует на одной волне с твоей. Если эти вибрации не совсем совпадают, надо поработать над этим обоим до установления полного или приблизительного совпадения.

Как Вы пришли в кряшенское этнокультурное движение?

В кряшенское движение я пришла в конце 90-х годов, когда татарские националисты стали ругать кряшен устно и письменно (на страницах газет, журналов, на радио, реже по телевидению) и призывать возвращаться в ислам. Тогда я была деканом информационно-библиотечного факультета в Казанском государственном институте культуры и искусства и стала замечать, студенты - кряшены стараются «не выпячивать» свою этническую принадлежность. Или знакомые из русских на улице интересуются причиной «нападков» на кряшен. Это, естественно, меня сильно задело.

Почему возникла такая ситуация – ответа у меня не было, стала разбираться в обстановке. Тогда моей целью было – сделать что-то, чтобы остановить поток негативной информации. До тех пор моя жизнь проходила в дружбе, даже в родственных связях с татарами-мусульманами.

И это Вас подтолкнуло к изучению «кряшенского вопроса»?

Будучи библиографом, я начала выявлять все печатные публикации (книги, статьи), посвященные кряшенской проблематике или в какой-то степени ее затрагивающие или хотя бы упоминающие о частных событиях кряшенской истории. Для этого мне пришлось обследовать фонды Национальной библиотеки республики Татарстан, Книжной палаты (архива печати) ТАССР, осуществить поиск нужной информации по каталогам и картотекам Научной библиотеки КГУ, Российской государственной библиотеки в Москве, Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Также были просмотрены отдельно вышедшие библиографические источники, прикнижные и пристатейные списки литературы в трудах, посвященных истории, этнографии и другим сторонам жизни тюркских народов. В результате был составлен библиографический указатель «Кряшеноведение», куда вошло 1900 названий источников. Труд был опубликован в 2008 году в типографии КГУКИ.

Безусловно, источников кряшенской тематики сейчас стало больше. Кроме того, в последнее время появляются интересные исследования по истории тюркских народов, населявших территорию от Тихого до Атлантического океана, переводы трудов зарубежных путешественников, посетивших эти земли в далекие времена. А ведь кряшены были частью этого тюркского народа, как бы они тогда не назывались. Максим Глухов считает прокряшенами кераитов (керчинов – людей гор) – тюркских племен, исповедавших христианство с Х века и живших в составе единого государства с уйгурами на Алтае. По сведениям ученого-историка Дамира Исхакова, в 1236 году эти племена в составе войск Батый хана пришли завоевать Волжскую Булгарию.

Следовательно, нет противоречия между мнением Максима Глухова и сохранившимися в кряшенском народном фольклоре сведениями о происхождении кряшен от булгар: “керәшеннәр кем дип сорасагыз, болгарлардан килә нәселе”. Пришедшие в Булгарию племена вполне могли сблизиться с местными единоверцами. Во всяком случае, найденный Глуховым текст основной христианской молитвы «Отче наш» (“Әй, Күктәге Атабыз”) на уйгурском языке, нам, сегодняшним кряшенам, понятен на все сто процентов.

С принятием ислама в 922 году в наши края пришла арабская графика. После перехода Золотой Орды на ислам в 14-ом веке при Узбек хане, по-видимому, уйгурская письменность, используемая тюркскими народами, тоже уступила место арабской графике. Кряшены, будучи православными христианами, не могли принять новую письменность, сохранили свой язык в обиходе и устном народном творчестве. Сегодняшние татары-мусульмане с удовольствием слушают кряшенские песни как свои, потому что эти песни содержат общие для тех и других тюркские корни, поэтому они не вызывают отторжения. А вот кряшены воспринимают далеко не все татарские песни, потому что в них много элементов, пришедших с арабского и персидского языков. Вспомним и тот факт, когда перевод Евангелия татарскими учеными с использованием терминологии Корана в начале 21 века кряшены не смогли принять. Именно из-за этого, кряшены сами вынуждены были переводить «Новый Завет» на кряшенский язык.

Потеря уйгурской письменности, следовательно, и письменных источников, обусловили, по-видимому, имеющиеся лакуны в истории кряшен до 16-го века. Выпущенный в этом году Институтом истории Академии наук Татарстана солидный труд «История и культура татар-кряшен» охватывает период ХVI-ХХ веков, то есть период после присоединения Казанского ханства к России, когда какие-то сведения о кряшенах начали появляться в русских источниках.

По моим наблюдениям, в последнее время просыпается интерес к истории тюркских народов времен уйгурской письменности в некоторых странах СНГ с тюркским населением. Остается надеяться, что появятся желающие исследовать кряшенскую историю до 16-го века и среди кряшенской молодежи.

В 90-х годах 20-го века приходилось заниматься не только изучением истории кряшен, на первый план выступали вопросы о праве сохранить самоназвание народа. После развала СССР все народы стали возвращаться к национальным корням и к своей религии. Под термином «татары» стали подразумевать мусульман. Естественно, кряшенские лидеры тогда еще общего татарского национального движения никак не могли согласиться с таким толкованием названия своего этноса, и стали себя называть сугубо «кряшенами».

Перед переписью населения 2002 года эти противоречия сильно обострились. Желание федеральных органов и ученых проводить перепись населения по общему алфавиту больших и малых народов создало опасную ситуацию для Татарстана. Чтобы сохранить статус республики, надо было обеспечить количество титульной нации не меньше, чем больше половины. Так как давно не было подобной переписи, точных сведений о количестве народов республики, во-видимому, не было. Предполагалось, что татары составляют примерно 46,7 процентов населения, а кряшены – 4,6 процентов. Следовательно, если кряшены не запишутся при переписи татарами, то титульная нация республики не получает 50 процентов населения. В результате, республика может превратиться в губернию. О таких опасениях кряшены не знали, во всяком случае, лично я узнала это только через 5-6 лет после переписи.

Кряшены, как и многие другие малые народности СССР, исключенные из списка народов страны в 1926 году, в 30-х годах 20-го века, потеряли свой литературный язык по велению сверху. Сохранившие, тем не менее, родной язык в быту, уже никак не могли согласиться с потерей своего этнического имени и принять название «крещеные татары». Тем более, к этому времени в этот термин татарские радикалы вложили очень много негатива, он стал ругательным «чукынган татар». Некоторые деятели, и даже ученые, стали связывать происхождение кряшен с насильственным крещением татар в 18-ом веке при архиепископе Луке Канашевиче, забывая о полном возвращении тех крещеных обратно в ислам.

В своем выступлении на встрече президента Минтимера Шаймиева с кряшенскими деятелями республики, я отстаивала право кряшен называться своим этническим именем. На примере справочников европейских стран я доказывала, что кряшены не субконфессиональная группа (не крещеные татары), а субэтнос, то есть под своим названием входят в большой этнос «Татары». Но и татар следует понимать, как многоконфессиональный этнос, а не моноконфессиональный, как в арабских странах.

С этими проблемами я выступала на международных конференциях: «Культура и проблемы межэтнической коммуникации (май 2002 г. Нижний Новгород)», «Восток и Запад: глобализация культурная идентичность (международный конгресс, посвященный 1000-летию Казани, май 2005 г.), «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социокультурного образования: состояние, тенденции, перспективы (апрель 2009 г., КГУКИ)», «Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность (ноябрь 2009 г., КГУКИ)» и российских научных конференциях.

Тем не менее, на переписи населения все эти дебаты не отразились. Но для налаживания отношений между татарами и кряшенами после переписи, я считаю, они пригодились. Но боль в душе народа, что им не дали записаться кряшенами, до сих пор не прошла. Вместо взаимных упреков, татарским и кряшенским лидерам национального движения 90-х годов нужно было установить взаимопонимание задолго до переписи населения.

Но это очень трудно. Видимо, противоречия развивались тогда так быстро, что контролировать ситуацию далеко вперед было невозможно. Отвечая на первый вопрос, я говорила о неумении нас, людей, исполнять заповедь о любви к ближнему. А это требует способности, терпения, умения спокойно слушать ближнего, понять его, и доступно объяснить ему свою точку зрения, искать компромиссы. В современном многополярном мире другого не дано. С моей точки зрения, Республиканской Общественной организации кряшен в последние 15 лет удается (хотя с большим трудом) соблюдать равновесие между субэтносом «кряшены» со своим названием и этносом «татары» на основе единых тюркских корней. Именно поэтому я состою членом Общественной организации и не возразила стать членом правления по итогам выборов.

Вы не только ведете большую общественную и научную работу, но еще и проводите занятия в воскресной школе при Тихвинской церкви. Какую главную православную мысль Вы хотите донести до учеников?

Главная православная мысль: знать и исполнять все заповеди, не грешить. А это очень непросто. Для этого нужно много трудиться, в том числе знать и понимать священные тексты. По мере сил и возможности мы стараемся их изучать и понять. Один год изучали «Ветхий завет», так как он еще до сих пор не переведен на кряшенский язык.

В прошлом учебном году основное внимание сосредоточили на изучении трудов и деяний великих старцев, святителей, великомучеников, Отцов церкви, приурочивая их к церковным праздникам. Интересные материалы разработаны и опубликованы по раскрытию у себя и искоренению грехов для воскресных школ Екатеринбурга. Не чураемся публикациями верующих ученых по разъяснению небесных явлений на основе современных научных открытий.

Кстати, среди пожилых женщин – давних прихожан церкви, есть очень тонко понимающие душу человека, но об этом они громко не говорят. Это проявляется в ходе обсуждения каких-то вопросов, в ходе изучения священных текстов.

Есть ли у Вас напутствие молодежи? Что бы Вы хотели пожелать нынешним молодым активистам кряшенского движения?

Я считаю, что кряшенская молодежная организация под руководством Алисы Спиридоновой работает активно, интересно, с умом, может стать примером для многих других.

Очень продуманно, со знанием и пониманием дела был организован IV форум кряшенской молодежи, проходивший 12-15 апреля этого года. Судя по представительности приглашенных участников форума и гостей, организованности, повестке дня, выступлениям, Алиса показала себя зрелым и ответственным организатором.

Молодым активистам желаю не сбавлять темпы по вовлечению новых молодых людей в движение, углублять и расширять сферу деятельности. И хотелось бы появления молодых исследователей из кряшен, заинтересованных и желающих изучать историю своего народа, достойно вливающихся в научный коллектив сектора изучения истории и культуры кряшен и нагайбаков Института истории Академии наук Татарстана.

Вопросы задавала Людмила Белоусова.

Фотографии из архива Т.Дунаевой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев