Светлана Белоруссова: «Интернет стал вторым дыханием для возрождения кряшен»
На днях в республике побывала молодой ученый-этнограф Светлана Белоруссова
Несколько лет проработав в Институте истории и археологии Уральского отделениия РАН в Екатеринбурге, Светлана защитила кандидатскую диссертацию по истории и культуре нагайбаков. Сегодня она живёт и занимается научной деятельностью в Санкт-Петербурге. С чем была связана научная командировка Светланы Белоруссовой к татарстанским кряшенам? Вот что она ответила на вопросы нашего журналиста.
- Будучи научным сотрудником отдела Центральной Азии Кунсткамеры Санкт Петербурга, что Вас натолкнуло на изучение кряшенской темы?
- С кряшенами я, так или иначе, в своей работе соприкасалась уже несколько лет. Частично тема взаимоотношений кряшен и нагайбаков затронута у меня в кандидатской диссертации. К кряшенам я всегда очень аккуратно подступала, мне не хотелось и не хочется про них написать то же, что и было с нагайбаками. Хотелось выйти на какую-то интересную современную и очень актуальную тему.
- Похоже, что такая тема найдена?
- Сейчас для какого-то исследования нужен интересный повод, а точнее проект, и случай был дан. Мы выиграли очень хороший грант Российского научного фонда на тему «Виртуальная этничность и киберэтнография: новация на фоне традиции», где мы хотели рассмотреть этническую идентичность народов в современных виртуальных условиях. Там мы заявили и арктических кочевников, и татар, кряшен и нагайбаков, и российских немцев, и старообрядцев, рассматриваем и современные мусульманские практики. Я начала свое исследование именно с кряшен, потому что они очень интересно выглядят на сегодняшний день, у них активная переписка, интересные группы, и вообще, со стороны это представлялось очень мощной виртуальной общностью. Хотелось узнать, что стоит за этим и на чём всё это основывается.
- И что же Вам удалось увидеть здесь, и оправдались ли Ваши ожидания?
- Моя ознакомительная экспедиция длилась всего 10 дней, но этого было достаточно, чтобы узнать историю этого вопроса, основные направления. Из таких общих замечаний, скажу, что сегодня авангардом кряшенской этничности выступает молодежь, поскольку они и контролируют соцсети. Однако во многом люди со стороны (не кряшены), контролируют интернет-источники, исторические сведения о кряшенах (например, в Википедии). Многие молодые люди сегодня заинтересованы в своей культуре, активно обсуждают эти темы. Для многих этничность в Интернете стала своего рода проектом самопозиционирования, во многом возможностью продвинуть себя. Прямо передо мной возник, если можно так выразить, «феномен Ярослава Ромина», который совсем недавно узнал, что он кряшен, и соотетстенно кряшены, о нем узнали совсем недавно. Однако сегодня, благодаря своей активной позиции в соцсетях, он постепенно начинает завоевывать лидерские позиции среди кряшенской молодёжи. Феномена Ярослава бы не существовало без эры Интернета.
Немного об актуальности. Я знаю, что кряшены очень бы хотели, чтобы мы, учёные, исследовали их происхождение, доказывали этим их право на самостоятельность. Это все важно, но до сих пор нашей исторической наукой почему-то игнорируется роль сегодняшних шагов, хотя это реальное проявление этничности. Ориентир на сегодняшнее самопозиционирование прямиком связан с тем далеким прошлым (которое, увы, может так и не стать тем желанным, как бы нам хотелось). Однако сегодняшнее позиционирование
кряшен совершенно уникально, и проявление их этничности совершенно уникально. Наш проект не отрицает, и историю, и традиции. Мы просто смотрим, а что с ними стало, и как это меняется. И важно то, что мы рассматриваем кряшен вкупе с несколькими группами. Это показывает их права и возможности, и уникальности на фоне остальных, и вообще, рассмотрение общего феномена дает возможность не просто рассмотрения кряшен как кряшен просто так, а дает возможность понять, как они могут обогатить всероссийское и мировое наследие своей культурой.
- А почему Интернет?
- Потому что сегодня мы все больше наблюдаем разговоров, мол, этническая культура умирает, нас все меньше и меньше, а Интернет нас глобализирует еще сильнее. Не тут-то было! Все народы адаптировались и активизировались там, где бы им надо раствориться. Интернет стал вторым дыханием поддержки этнической культуры.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев