Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Новости

С песней по жизни. Галина Казанцева отметила день рождения

На днях свой день рождения отметила Ннародная артистка Татарстана Галина Казанцева

Галина умела все - и печь класть, и траву косить

- Я не считаю, что у меня какой-то особый талант, в нашей деревне Мазино Челнинского (сейчас Тукаевского) района все пели, - признается Галина Александровна. - Таких талантов, как я, в нашей деревне каждый второй. Кряшены сами по себе очень музыкальные. На каждой посиделке надо спеть про каждого - «тау иту», то есть уважить, приподнять. Где были песни, там была и я. В самодеятельности - с 5 лет, конечно, когда не была занята учебой и домашними делами.

А домашних дел у Галины, как у старшего ребенка в семье лучшего комбайнера колхоза Александра Казанцева, всегда было невпроворот. Рано лишившийся родителей, воспитанный в тяжелые военные годы в детдоме Набережных Челнов, строгий и волевой отец не делал поблажек дочке, несмотря на ее возраст и пол. Галина умела все - и печь класть, и дрова рубить, и траву косить, и пироги печь, и за младшими смотреть. Характер маленькой Галины выковывался вместе с физическим трудом. Когда становилось совсем тяжело, Галина убегала к бабушке Маурый и дедушке Кируш Иваны.

- Бабушка с дедушкой запомнятся мне как самые мудрые, жизнерадостные и человечные люди, - утверждает народная артистка. - Я многому научилась у них, но главное - уникальным кряшенским песням. Они всегда звучат в моей голове голосами моих дорогих людей.

Но главным учителем своей жизни Галина Казанцева считает маму - именно у нее она переняла кряшенские мелизмы. Терпение и мудрость матери, ее жизнелюбие стали примером для Галины, сестер - Нины, Марии и брата Юрия.

«Умираю, как хочу петь!»

- Когда я оканчивала 10-й класс, активно участвовала в самодеятельности и хотела пойти по вокальному пути, - вспоминает певица. - Знакомая девушка-баянистка сказала, что идет набор в Альметьевское музыкальное училище. Я тут же поняла, что хочу учиться там. Но отец был против. Сказал, через мой труп, и не дал денег.

Но Галина была достойной дочерью своего отца. Раз решила - значит, так и будет! Собралась и поехала. Как и в фильме «Приходите завтра», оказалось, что набор уже окончен. Со свойственным её возрасту юношеским максимализмом и твердым характером, в лучших традициях фильма, она нашла директора Масгута Имашева и попросила прослушать.

- Пришла, сказала, послушайте меня, рассказала ситуацию в семье, второго шанса не будет, не тяну - так и скажите. Я пела ему два с половиной часа.

Директор пригласил настойчивую девушку на дополнительный набор в августе, который она с успехом прошла.

- Я ведь, кроме баяна, другого инструмента не знала, - делится артистка. - Но не допустила ни единой ошибки и была зачислена на первый курс вокального отделения в 16 лет. Хотя брали туда только с 18 из-за особенностей возрастного развития голосовых связок.

Так начался трудный, но интересный путь к профессиональной сцене. Стипендия была 13(!) рублей, где-то Галина подрабатывала. Но все равно на жизнь еле хватало!

- У меня была перешитая мамина бостоновая юбка и свитерок зеленый, - улыбается Казанцева. - В этом я училась несколько лет! Для выступлений было платье от школьной формы, но вскоре и оно протерлось до дыр. Мне сначала давали платье для выступления знакомые, но потом перестали, и я их очень понимаю. Время было сложное.

Но разве можно было думать о нарядах, когда Бог дал возможность выступать с великими музыкантами того времени - симфоническим оркестром под управлением В.Чепкасова, народным оркестром Ханбаль Ибрагимова! На выпускные экзамены приехала госкомиссия, которая отбирала абитуриентов для Казанской консерватории. Направление на поступление получила только Галина Казанцева.

- До этого я еще прошла прослушивание на поющую артистку Камаловского театра, - вспоминает героиня. - И меня утвердили! Но когда я узнала, что у меня есть шанс попасть в консерваторию, решила, что театр мне не нужен. И до сих пор считаю, что поступила правильно.

20-летняя Галина приехала в Казань поступать, а документы не принимают. Она уже числилась в списках Камаловского театра. Что делать? Конечно, к министру культуры!

- Ведь верила, что примет! И он принял! Выслушал мои «умереть, как хочу учиться» и позвонил в консерваторию. Документы приняли.

А уже на экзамене ее и заметил Назиб Жиганов, давший путевку в жизнь. И, конечно же, главный человек в ее жизни - педагог по вокалу Казанской консерватории - профессор, выдающаяся оперная певица Зулейха Хисматуллина. Благодаря ее урокам, талантливую выпускницу консерватории Казанцеву сразу же приняли на работу в Театр оперы и балета, где и началсь ее профессиональная стезя.

«Айбагыр» - это и Аптек Марья, и Марусь, и Аннушка

- Идея создания фольклорного коллектива пришла в 90-х. С тех пор, можно сказать, коллектив и начал существовать. Но он то собирался, то рассыпался. Казанское кряшенское общество держалось на Марии Семеновой. Она принимала участие в вокальном коллективе, и они понемногу выступали. Исполняли большей частью кряшенские песни Пестречинского района, так как и сама Мария Семенова, и участники коллектива в основном оттуда.

В 2014 году Галина Казанцева решила полностью посвятить себя коллективу. Вместе с Марией Семеновой они обсудили основные моменты развития ансамбля, в э то ж е в ремя з акрепилось н азвание «Айбагыр» («Подолнух»). Коллектив начал активно выступать и гастролировать, сложился костяк, и вскоре было получено звание «Самодеятельный народный коллектив РТ».

- Наша цель - сохранить подлинное народное искусство кряшен, - утверждает певица. - Я занимаюсь с коллективом, ставлю дыхание каждому, но голоса не меняю ни в коем случае! Они уникальны по своей сути.

О каждом Галина Казанцева говорит с особой любовью.

- Мы действительно как семена подсолнечника: всегда вместе и стремимся в одном направлении. Мария Семенова, или, как мы ее ласково называем, Аптек Марья, - администратор коллектива, дирижер. Раньше кряшены шли и пели рядами от одной улицы до другой. Женщины запевали, мужчины подхватывали - это пение называлось «дерән салып җырларга». И как тут без дирижера, который бы всю эту толпу организовал? Вот Мария Семенова как раз и продолжает традиции народного дирижерства.

Анна Кузьмина - эталон высокоголосного пения в народном стиле, озвучивание инструментального порядка. Мария Майорова (Марусь) - хоть и пришла недавно, но уже делает успехи, обладает мощным высоким голосом. Голос такой же, как и она сама, - волевой и железный. Лена Владимирова - несмотря на 75-летие, еще работает, стройна, изящна, моложава, голос держится ровно и никогда не ошибается. Зоя Борисова - основная солистка, обладает низким средним голосом альтового типа, в основном и запевает, всегда в поиске новых моментов. Полина Евгеньева - пришла сравнительно недавно, но уже выучила всю программу и активно участвует в обрядах. Обладает красивым, сочным свежим голосом крепкого сопрано. Она у нас вообще актриса юмористического плана. Вера Семенова - особый человек в коллективе, основоположник кряшенского музея, который был открыт при кряшенской церкви. На выступлениях она не любит выходить на первый план, но я вывожу ее, так как она специалист по кряшенским музыкальным специфическим оборотам. Вера Абушева (Николаева) со своим братом Валерием Николаевым - удивительные, чистые, добрые люди. А Валерий, кстати, единственный танцор. Римма Иванова - руководитель до мозга костей, выдающаяся женщина. Голос такой же - выдающийся и очень уверенный. Анна Богашова (Аннушка) - обладает насыщенным голосом. Какую бы песню ни запела - татарскую ли, русскую ли, кряшенскую - невозможно не заслушаться. Анна Щербакова - исполнитель всех подголосков, дополнительных многоголосьев, приходит из соображений любви к кряшенской культуре. Словом, участие в коллективе не дает забывать свои корни, народные обряды и обычаи.

Алсу Алимова,

Журнал «Наш Татарстан»

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

3

0

1

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев