Туганайлар

Отец Алексей Колчерин: «Чтобы храм был как дом родной...»

После кончины протоиерея отца Павла Павлова, Указом Митрополита Казанского и Татарстанского Феофана настоятелем Тихвинского храма назначен протоиерей Алексей Колчерин, доктор церковной истории, учёный секретарь и исполняющий обязанности первого проректора Казанской духовной семинарии. Спустя две недели после назначения, мы встретились с отцом Алексеем в Тихвинском храме, где задали ему несколько вопросов, волнующие не только прихожан, но и всё кряшенское население республики

- Отец Алексей, насколько Вы были готовы к этому назначению? Насколько Вы близки, либо далеки от темы кряшенства? И что Вас связывало с отцом Павлом? 

- С отцом Павлом связывала многолетняя личная дружба. Мы приходимся, хоть и дальними, но родственниками с его семьей. Общались всегда по-родственному, и сам он принимал нас очень тепло. Такое близкое, родственное общение началось в период моего обучения в Казанской духовной семинарии, с начала 2000-х годов. Он преподавал у нас предмет «Священное Писание Нового Завета». Надо признаться, что до этого я мало интересовался кряшенской тематикой. Мне стали интересны история кряшен, основные его деятели. По советам и наставлениям отца Павла и тогдашнего проректора по учебной работе Александра Журавского, я начал изучать фонд апостола кряшен Николая Ильминского, хранящийся в Национальном архиве Республики Татарстан. Научный интерес к теме кряшен привел к тому, что часто стал приезжать на богослужения в Тихвинский храм. Отец Павел, насколько знаете, традиционно проводил богослужения на родном языке, собирал кряшенское духовенство в престольные праздники церкви – в день памяти Тихвинской иконы Божьей Матери 8 июля и в день памяти Иоасафа Белгородского – 23 декабря. Когда уже стал священником и начал служить в Казани – старался эти службы не пропускать. Хотя, не стану скрывать, полностью в кряшенскую тему не погружался. Я служил на русском приходе на церковно-славянском языке. Но, приходя сюда, основные молитвы и возгласы произносил на кряшенском, хотя к ведению службы на родном языке готов не был. 

Ожидаемо ли было это назначение? Конечно, нет. Мы надеялись и верили, что отец Павел победит эту болезнь и еще долгие годы будет возглавлять кряшенское духовенство. Но Господь судил иначе. Сейчас о. Павел является молитвенником за нас, и я думаю, там, в Царстве Небесном, он сделает для веры кряшен не меньше, чем он сделал, живя на земле, совершая литургию, молясь, занимаясь переводческой и издательской деятельностью и просветительством.  

Когда не стало о. Павла, встал вопрос о преемнике. Владыка вначале предоставил мне временное настоятельство, потом уже был дан Указ о моем постоянном назначении с сохранением ранее возложенных на меня послушаний – как административная, научная и преподавательская деятельность в духовной семинарии. Не скрою, там тоже работы более чем достаточно, с большой нагрузкой и ответственностью. Но у нас сильный преподавательско-профессорский состав, есть налаженная система. Владыка меня сориентировал так, что я в административном плане должен буду заниматься развитием и семинарии, и кряшенского прихода, и вместе с другими кряшенскими священниками продолжать дело о. Павла по просвещению кряшен. 

Буду честен: что касается богослужений, у меня практики не много. Как мне подсказали прихожане – отец Павел тоже так же начинал. Будучи юношей, ходил в церковь, читал молитвы, потом были семинария, академия… Когда стал священником, служил на церковно-славянском. Когда наступил момент – кстати, в этом году этому событию исполняется 30 лет – стал вести службы на церковно-кряшенском языке. Это было 23 декабря 1989 года. Он тоже делал ошибки, учился говорить возгласы, читать молитвы – и многого достиг. 

Думаю, что произойдет все не сразу – но мы одолеем, выровняемся, будем учиться. Как говорят, дорогу осилит идущий. Если стараться – все получится. Очень важно не только молитвы совершать, но и проповеди говорить. Вижу своей задачей усвоение знаний кряшенского языка на уровне произношения проповеди. В моем понимании, это будет уже следующий этап. Надо будет запастись большим терпением. Думаю, что меня поддержат и прихожане. 

- Как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию вокруг нашей церкви на данный момент? 

- Как рабочую. Когда после первой литургии собрались на приходское собрание, приходской актив проявил себя как ответственный, понимающий костяк. Когда людям говоришь обо всем открыто и честно отвечаешь на их вопросы и сомнения, это располагает людей и вызывает такую же обратную реакцию. Я увидел, что люди готовы идти на диалог. Нельзя ни от кого отворачиваться, нельзя ни в коем случае кого-то отрицать или выгонять. Наоборот, нужно создать условия для объединения, и чтобы всем в храме было тепло, уютно и комфортно, чтобы приход был как родной дом. В сторону убрать имеющиеся сомнения и кривотолки. Позиция открытости и честности всегда снимает градус напряжения. Если слышать и слушать друг друга, можно все вопросы решить. 

Храм у нас большой, есть достаточно большая территория и дополнительные постройки. При этом приход совсем маленький, и доходы фактически мизерные. Впереди отопительный сезон. Я пока трудно представляю, на сколько у нас хватит ресурсов, чтобы все это содержать. Но надеюсь, что с Божьей помощью все сохранится, люди придут и откликнутся, и те, которые многие годы были рядом с отцом Павлом, не оставят наш приход. С ресурсами одного только прихода практически будет невозможно развиваться. Я имею уже 15-летний опыт настоятеля, и точно знаю, что нужно ставить вопрос не о том, где бы средства найти, а о том, чтобы собрать людей и увеличить приход. Где есть настоящий приход, хорошая атмосфера и люди чувствуют свою ответственность – там материальные вопросы постепенно решаются. 

- Но приход в основном состоит из пожилых людей. А как, на Ваш взгляд, можно привлечь молодежь? 

- Это проблема не только нашего прихода. Не много прихожан не только молодого, но и среднего возраста. Для людей, увлеченных работой, встречей с друзьями, общественной жизнью – времени на церковь и не остается. Кто-то учится, кто-то на двух, трех работах работает… Многие получают возможность приобщения к церкви только в пенсионном возрасте. Тем не менее, наша задача – создать полноценную общину. Здесь должны быть разные подходы. Ведь приходская жизнь не заканчивается одним богослужением. Очень надеемся, например, что у нас будет трапезная, где мы сможем организовать праздники. Развивать нужно воскресную школу, поискать хороших преподавателей. Благо, что помещение для всего этого есть. Нужно интересную, современную, насыщенную программу составить, чтобы она была привлекательна и доступна для всех. По изучению Священного Писания, например, кряшенского языка… 

Во всех приходах также есть проблема оттока подростков, занимавшихся ранее в воскресных школах. У них появляются другие интересы: друзья, улица, социальные сети… Здесь нужно применять другие формы работы, и они существуют. Например, у нас есть опыт работы по организации православного палаточного лагеря. Время нахождения в лагере удивительным образом влияет на умы подростков. Они сильно сплачиваются. В чем отличие от обычного лагеря? Мы совершаем коллективные богослужения, утренние, вечерние молитвы. В остальном, все как в обычном лагере. В программе рыбалка, спортивные мероприятия, игры, творческие вечерние посиделки…  

В этом году отдел религиозного образования организовал такой лагерь на территории Чистопольской епархии в Алексеевском районе. Руководил лагерем мой брат, протоирей Александр Колчерин из Нижнекамска. Отдохнуло около 100 детей из разных сел Чистопольской епархии, и лагерь прошел на «ура», несмотря на не очень благоприятное лето. Большая часть содержания лагеря ложится на отдел епархиального образования, но помощь оказывают и родители, и власти района. В таких случаях, дети из воскресной школы не уходят, а с нетерпением ждут лета. 

- На этой неделе начался новый учебный год. Вы руководили приемной комиссией по поступлению абитуриентов в Духовную семинарию. Есть ли кряшены среди вновь поступивших? И какие есть шансы и условия для желающих к вам поступить? 

- В этом году приемная кампания была в два этапа: в июле и в конце августа. Поступить к нам возможно, нет ничего непреодолимого. Нужно иметь базовые знания, которые можно получить в воскресной школе, либо самостоятельно. Достаточно почитать книгу «Законъ Божий» протоиерея Слободского, где изложены вкратце церковная история, священная история, основы православной догматики. Большое значение имеет собеседование, которое проводит лично сам ректор семинарии – Митрополит Феофан. Это проверка не знаний, а намерений человека. У нас не такое учебное заведение, где можно получать конкретную профессию и по ней работать. Семинария – это начальная стадия служения Церкви Христовой. На собеседования задаются прямые вопросы, которые выявляют, насколько человек готов служить Церкви. Можно дать знания и научить навыкам, но на душу человеческую повлиять невозможно. Вот здесь и определяется, случайный он человек или пришел с осознанным выбором. 

Учитывая острую нехватку кряшенских священнослужителей, администрация семинарии заинтересована принимать кряшенскую молодежь. Мы не ведем статистику по национальным критериям, и по вновь поступившим информации нет. Но знаю, что в заочном отделении учится несколько ребят. 

- Вы отец четверых детей. Многих прихожан интересуют принципы и опыт православного воспитания. Можете посоветовать что-то, или поделиться опытом? 

- У меня трое сыновей и дочь. Родители отвечают за воспитание детей перед Богом и обществом. Есть такие призывы, что мы, якобы, детям должны давать свободу и они сами должны чему-то учиться. Это неправильно. Мы должны воспитать порядочных, ответственных людей. Очень важен собственный пример. Дети все чувствуют, поэтому, назиданиями не научишь, очень важен личный пример. Если призываешь не обманывать, а сам обманываешь… Говоришь одно, а поступаешь по-другому… Нужно жить самому по правилам и нормам, которые хотел бы привить своему ребенку. Хочешь воспитать трудолюбивого – люби труд. Хочешь, чтобы он уважал старших – сам почитай предков. Хочешь, чтобы он был верующим – не только говори ему об этом, а покажи пример – в храм сходи, на праздничную службу приведи, его причасти и сам причастись. 

- Батюшка, как женщина и как потенциальная прихожанка, не могу не спросить о матушке? 

- Матушку зовут Мария, она очень скромный человек. По образованию медицинский работник. Поскольку у нас дети, несколько лет уже находится в отпуске по уходу за ребенком. Обеспечивает домашний уют. Я всегда уверен, что дома у меня все в порядке и дети под присмотром. Я очень благодарен ей, что она во всем меня поддерживает, интересуется всем происходящим моей профессиональной деятельности. 

Надеюсь, что и семья отца Павла будет продолжать помогать в церковных делах. Дочери Валентина и Ирина создали замечательный, можно сказать, профессиональный хор, это радует. Сыновья хорошо знают службу, помогают в алтаре. 

С Божьей помощью, будем идти вперед. 

Вопросы задавала Людмила Белоусова 

 

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (1)
Осталось символов:
  • 13 октября 2019 - 12:29
    Без имени
    Слава Богу!