Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Новости

Опьяненные голодом: как выживали в блокадном Ленинграде

27 января 1944 года советские солдаты сняли блокаду Ленинграда. В этом году исполняется 76 лет со дня освобождения города, в котором за 872 дня погибло более 630 тысяч человек

Блокада Ленинграда – в этом словосочетании скрыта боль народа, отстоявшего свою честь, не потерявшего свое достоинство в нечеловеческих условиях, в страшных муках во время оккупации города.

Заблокированными в блокадном кольце вместе с жителями пригородных районов оказались свыше 2,8 миллионов человек, более 630 тысяч погибло в период 872 дней. Именно столько времени длилась блокада.

Среди жертв нацистской оккупации оказались и наши сородичи, чьи судьбы были невольно переплетены с «городом на Неве». Одна из них Прасковья Гавриловна (Батаева в девичестве). Она родилась в деревне Кабан-Бастрык Мензелинского уезда Уфимской губернии (ныне Заинского района). По рассказам родных, Прасковья Гавриловна была красивой женщиной с копной черных густых волос. Она вышла замуж за военного, предположительно, бывшего родом из села Нижнее Бишево Заинского района. Семья жила в Ленинграде, а когда началась война, муж отправил Прасковью с маленьким ребенком на малую родину в деревню. Однако женщина не захотела оставлять мужа одного и последовала за ним обратно в город. Тогда она даже не предполагала, какие испытания и муки лягут на ее плечи…

Прасковья Гавриловна вместе с маленьким ребенком пропала без вести на ленинградской земле. Дочь ее младшей сестры вспоминает: «Участь, наверное, у Праскый тути, была не из лёгких. Там же ели человеческое мясо». Блокадникам действительно было трудно. Примерно треть жителей в начале осады города, с ноября по декабрь 1941 года, получали самую низкую норму хлеба – 250 граммов в день по рабочим карточкам, 125 граммов хлеба выдавали служащим, иждивенцам и детям. Это была не пышная ароматная выпечка, которую только-только достали с печи. Блокадный хлеб пекли из жмыха, целлюлозы, опилок, обойной пыли и овсяной шелухи. Нормы его выдачи стали увеличивать после открытия «Дороги жизни» через Ладогу. Однако люди все равно не доедали. Опухшие и опьянённые от голода они ели даже человеческое мясо.

Большинство людей становились жертвами голода, есть и те, кто погиб при бомбежках, обстрелах, стал жертвой болезней.

Как погибла Прасковья Гавриловна неизвестно, так как об этом не осталось никаких сведений. По воспоминаниям близких, после войны муж искал ее, но так и не обнаружил. Ее следы навеки оборвались в ленинградском блокадном кольце.

Фотографии Прасковьи Гавриловны не сохранились. Крупицы воспоминаний о ней, ее имя живет лишь в памяти потомков.

Фото: Аргументы и факты

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев