Туганайлар

Кряшены, марийцы, удмурты: традиции, которые не умирают

Чтобы погрузиться в историю татар, русских, кряшен, марийцов и удмуртов , почувствовать народный дух можно отправиться в Мамадышский район Татарстана

Здесь веками живут в согласии татары, русские, кряшены, марийцы и удмурты. И чтобы погрузиться в их историю, почувствовать народных дух можно отправиться в Мамадышский район Татарстана, где появился новый туристический маршрут «Одна дорога - пять культур». Туристов ожидает встреча с прошлым, знакомство с тонкостями деревенского быта каждого из народов, его традициями, обычаями и национальной кухней.

Мы сели в комфортабельный автобус в Казани и отправились в увлекательное 11-ти часовое путешествие по Мамадышскому краю. Данный маршрут разработан одной из казанских туристических фирм на условиях частно-государственного партнерства. Кстати, Мамадышский район считается в республике исконно татарским, 63 процента его населения - татары. Поэтому не случайно первая остановка ждала путешественников в татарском селе Нижняя Ошма.

Татары, как известно, народ гостеприимный. В местном Дворце культуры туристов встречали одним из традиционных татарских лакомств - кош-теле - нежнейший хворост, который буквально таял во рту. Пошла на «ура» и другая выпечка местных мастериц - чак-чак, эчпочмак, бэлеш. К пирогам подали душистый чай и липовый мед. Затем участники местного татарского фольклорного ансамбля пригласили всех на татарскую свадьбу. Невеста была ослепительно красивой и молодой, а жених, по-деревенски брутальный и чуточку застенчивый. Словом, как поется в известной песне, «свадьба пела и плясала».

Примерно через полчаса мы оказались в русском селе Красная Горка. Туристов здесь встретили, как самых почетных гостей, старинной величальной песней. Потом пригласили отведать блюда местной кухни. Здесь, в отличие от татарского стола, преобладала не выпечка, а овощи - печеный картофель, тыква и разносолы - грибочки, капуста и огурчики. По традиции мясо в русских деревнях раньше ели, в основном, зимой и по большим праздникам. В рационе преобладала растительная пища.

Гостям представили старинный русский обряд «Выкуп невесты». Среди «купцов» был не только жених, но и его группа поддержки - свидетель, братья, друзья. Их основной задачей было поддержать боевой дух товарища в неравной борьбе с требовательными «продавцами». Те, никак не хотели сдаваться и уступать дорогой «товар». После того, как из карманов жениха и его друзей вытрясли все сладости, деньги - мелкие и крупные купюры, подружки невесты наконец-то сжалились и отдали девушку ее любимому. Сплясав «Бырыню» в честь молодых, путешественники отправились дальше.

Следующим пунктом на карте нашего маршрута было марийское село Большая Шия. Здесь туристам показали, как празднуется языческий праздник «Семык» (в христианстве Троица), или, как его еще называют местные, праздник «Первого зеленого листочка». Он знаменует собой наступление лета. В этот праздник принято поминать умерших родственников, просить у них благословения на важные дела.

В местном Дворце культуры путешественников угощали традиционными марийскими трехслойными блинами - коман мелна. «Чаще всего они готовятся из овсяной и ржаной муки. Такие блины подаются как несладкое блюдо, но, возможны и сладкие варианты. Мы такие блины печем в печке, но, можно и в духовке, и как упрощенный вариант, на сковородке», - рассказала одна из местных жительниц. Здесь же можно было купить сувениры и продукцию местных фермеров.

 

Незаметно мы добрались до села Зюри, где живет маленький загадочный народ - кряшены. Сами кряшены всегда считали себя отдельным народом со своим укладом и языком, который отличается от татарского. Кряшены исповедуют христианство, чтят свои традиции и до сих пор знают как, к примеру, зазывать дождь, заговаривать грозу.

Местные селянки очень дорожат своими старинными костюмами, которые достались им от бабушек и с удовольствием демонстрируют их туристам. Народный костюм кряшенки — это длинное платья красного цвета, фартук и головной убор, по нему и определяется статус женщины. До свадьбы девушка заплетала одну косу и носила изящный девичий головной убор - калфак. Он мог быть цветастым - повседневным и белым - праздничным. После свадьбы, спустя некоторое время, она надевала уже женский головной убор сюрэкэ.

В удмуртском селе Пойкино гостей встречали так же весело, как и везде, под деревенскую гармошку и каждому предлагали чарку с чистейшим, как слезка, самогоном. Угощали так, что, ну, просто невозможно было отказаться. Затем всех пригласили в клуб, где продолжился праздник. Туристам поведали древнюю удмуртскую легенду о красивой девушке Италмас, которая спасает в огне людей и превращается в прекрасный желтый цветок. Но, самое главное, что восхитило туристов, так это удмуртские народные танцы. Пару кругов энергичной дроби - и никакого фитнеса не надо!

Да, кстати, на каждой остановке маршрута туристы участвовали в мастер-классах по росписи «магнитиков». В конце тура у каждого скопилось пять разноцветных «магнитиков» - пазлов, которые затем сложились в одно изящное сердце. Этот замечательный сувенир путешественники с удовольствием увезли как память об этом удивительном крае.

 

Татьяна Смирнова

argumentiru.com

Хотите знать больше? Следите за новостями на нашем сайте “Туганайлар” и в официальных группах в социальных сетях “ВКонтакте”, “Инстаграм”, “Одноклассники” и “Фейсбук

Есть новость? Пиши в ватсап (WhatsApp) – 8 917 250 97 95

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: