Туганайлар

Зачем ряженому маска?

Святки всегда отмечались по всей России и считались праздником молодежи. Если дневное время отводилось для повседневной работы, то с наступлением темноты крестьяне откладывали все дела и принимались за святочные развлечения.

Святочный цикл воспринимался как «плохое время», своего рода безвременье - граница старого и нового солнечного года. В этот период будущее казалось темным и неясным. Верили, что в это время на земле появлялись души умерших, так как в период безвременья граница между миром людей и миром нечистой силы была размыта. Святки начинались ярким обрядовым действием - колядованием, то есть театрализованным зрелищем, сопровождавшимся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам "славут әйтү". Также во время святок молодежь устраивала игрища, на которые приглашались парни и девушки из других деревень.

Важнейшим элементом праздника было ряженье - обрядовое и игровое переодевание с использованием масок. Ряженые могли изображать различных животных и птиц: козу, медведя, волка, лисицу, журавля. Изображали и представителей некрестьянской среды: барыню, барина, цыгана, а также разного рода изгоев общества - нищих, калек, бродяг, разбойников. Не опасались изображать и представителей потустороннего мира: смерть, покойника, беса, ведьму. Ряженым полагалось надевать такой костюм, который смотрелся бы странно со стороны. Они надевали на себя шкуры животных, вывернутые мехом наружу шубы, обвешивались ветвями деревьев. Во многих случаях костюм ряженого мог состоять из старой, рваной, грязной одежды, истоптанной обуви. Особенно популярно среди ряженых было не соответствие полу и возрасту: парни переодевались в женскую одежду, а женщины - в мужскую. Обязательным элементом внешнего вида ряженого была маска. Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха, непряденой шерсти, ткани, кружев. При отсутствии маски лицо ряженого мазали сажей, мелом или мукой. Из соломы, коры, выдолбленного дерева или льна изготавливались головы различных животных: их насаживали на длинную палку. Ряженые несли их в руке и закрывали ими лицо, измазанное сажей или завешенное тряпкой. Скрытые под масками люди были неузнаваемы для своих родных и соседей, поэтому чувствовали себя раскованно, могли позволить себе то, что было невозможно в другие дни. Маска позволяла человеку принять правила игры в обрядовой традиции. Во время ряженья маска считалась безопасным средством общения с различными духами и предками, тем самым являясь символом преданности культуре.

Музыкально-шумовой фон во время хождений ряженых складывался из звона колокольчиков, бубенцов, грохота печных заслонок, сковород, стука ложек. Благодаря ряженым праздник становился ярким, веселым. Ряженые, получив от хозяев различные дары, быстро прекращали представление и отправлялись в следующий дом. Все эти обряды и магические действия были направлены на обеспечение благополучия на весь год, выяснение своей судьбы, на задабривание родителей - умерших предков, чтобы обезопасить себя от нечистой силы.

Ряженье - явление сложное и интересное, восходит к древним мифологическим представлениям. Персонажи ряженых были символами потустороннего мира. Ряженье считалось делом греховным и опасным, поэтому после праздника всем ряженым полагалось пройти обряд церковного очищения или окропить себя святой водой. После святок парни и мужчины, активно участвовавшие в ряженье, должны были искупаться в иордани - проруби, освященной в Крещение.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: