Туганайлар

В чем суть конфликта православных татар и кряшен? Точка зрения московского священника

В рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений, которые прошли в Москве 25-27 января, состоялась секция «Православные татары (крещёные татары, крещены, кряшены, нагайбаки). История. Миссия. Будущее Православия среди татарского народа».

Ранее газета «Туганайлар» опубликовала обращение священника Димитрия Сизова - руководителя Кряшенской духовной миссии по поводу проведения этой секции в адрес православных татар Москвы, где высказал своё недовольство по поводу смешения таких понятий, как "православные татары" и "кряшены". Позицию Димитрия Сизова поддержала и кряшенская общественность.

Международные Рождественские образовательные чтения - церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. Проводится в Москве в начале года под почётным председательством Патриарха Московского и всея Руси и собирает более пяти тысяч участников. В число важнейших задач Чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования.

Информационное агентство «Regnum» опубликовало на своем сайте итоги «татарской секции».

Впечатлениями от секции поделился в интервью интернет-изданию «Русская народная линия» ее участник - руководитель православного Медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов, который попытался также изложить свою точку зрения на «суть конфликта» между кряшенами и московскими православными татарами:

«Православные татары - это второй народ России по численности. В двух субъектах страны татарский язык носит государственный статус. Проблемы связаны с тем, что татары являются двухконфессиональным народом, состоящим более чем из десяти субэтносов. Есть татары, принявшие Православие, а есть кряшены, которые изначально были православными, даже до взятия Казани царем Иоанном Грозным. В те времена на казанской земле уже были православные приходы.

И в последние месяцы православная община татар динамично развивается. Недавно была отслужена панихида по татарским ханам, принявшим Православие за триста лет до Крещения Руси. Православные татары желают дальнейшего развития, в том числе остро встает вопрос об использовании татарского языка в Церкви. Пока мало приходов используют в Богослужениях татарский язык. Например, в православных странах и в государствах Западной Европы, в том числе США, существуют русские православные приходы, которые сохраняют национальные традиции.

Ныне довольно интенсивно обсуждается вопрос о создании татарских общин и о возможном частичном или полном использовании в Богослужениях татарского языка. Есть исконные кряшены, а есть татары, недавно принявшие Православие. В основном люди обращаются в Православие не из ислама, а из неверия.

Ни один человек не может точно определить, каково соотношение татар и кряшен. Никто не проводил подобных подсчетов. Известно только то, что кряшен насчитывается более трехсот тысяч человек. Кряшены - это этническая группа, субэтнос. Некоторые кряшены считают себя отдельным народом, но кряшенский язык принадлежит к тюркской группе, поэтому похож на татарский.

Иногда возникающие противоречия не страшны. Будем надеяться, что православные татары объединятся и сохранят свою национальную идентичность в Церкви, ибо ныне происходит ассимиляция - переход в ислам и русификация. Мы не желаем исчезновения этого малого народа.

На секции звучали обвинения в адрес московских православных татар в политизации. Но там не было политизации. Некоторые люди хотят иметь национальную общину по примеру Грузии, ведь существуют грузинские, греческие, арабские подворья. Это не диаспора, ибо люди живут у себя дома. Если не ошибаюсь, существует осетинская православная община, а татарской нет, хотя православных татар сотни тысяч.

В чем суть конфликта? Различные этнические группы татар исповедуют свои подходы. Кряшены считают себя отдельным народом, отличным от казанских татар. По традиции Российской империи татарами называли всех тюрков - довольно разнородные племена, у которых разные подходы к самоидентификации. Но этот вопрос можно оставить им, ученым и историкам. Самое главное - существование православных татар, которые стремятся сохранить свои национальные традиции в рамках православной идентичности. Раньше крещение воспринималось как русификация и отказ от своей национальности. Но в этом нет никакой необходимости. Многие татары боятся переходить в Православие или боятся открыто об этом говорить из-за боязни быть обвиненными в предательстве. Они хотят сформировать свою национальную идентичность в рамках своей конфессии, потому что не желают принимать ислам».

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: