Туганайлар

Обряды бакалов деревни Болотово

Местные жители деревни Болотово еще помнят обряды, которые проводились их предками - бакалами (кряшенами-казаками или, как их называют в науке, северной группой нагайбаков). Своими воспоминаниями поделилась жительница деревни Болотово Колодкина Надежда Егоровна .

Глава I. Обряд похорон.

«Умершему в гроб стелили листья березового веника, шили подушку и набивали ее березовыми листьями. Наволочку для подушки шили ниткой без узлов. На смерть одежду готовили заранее, шили сами из белой ткани ниткой без узлов. Шили маленький мешочек и делали деревянную палочку. Замешивали кашу из муки и масла. Угощали этой кашей присутствующих при помощи деревянной палочки и клали в мешочек умершему. При выносе умершего во двор топором чертили 3 круга против солнца, родственники и умершие находились в этом круге (для чего это делалось, Надежда Егоровна не знает). На кладбище умершего несли на полотенцах. На крест вешали 2 полотенца, после погребения эти полотенца забирали люди, которые несли крест. Тем, кто несет крышку гроба, дают на голову полотенце, чтобы крышка не касалась головы. После погребения на лопатах, ломах, топорах делали топором надсечки (чтобы все кладбищенское оставалось на месте). На горячий обед варят кашу (уле бутка)».

Глава II. Поминки.

«На поминки (9, 40 дней, полгода, год) приглашенные приходят со своим табак (чашей). В этот табак (чашу) кладут: булочки, пироги сладкие, мясо, лук - репку, яйцо сырое, чай, варенье. Хозяин на стол ставит 3 табак большой, средний и маленький. Большая чаша для своего, средняя для картлар (стариков), маленькая для арбаклар (мертворожденных, умерших в младенчестве). В табак сначала кладет продукты хозяин, затем из табаков присутствующих. Табак раздают соседям. Так начинался поминальный обед. Хозяин угощает присутствующих своими угощениями, затем выносят табак каждого, называют умерших родственников и поминают. После поминания хозяин наполняет табак присутствующих своими угощениями. Блины пекут на поминальный обед при открытой трубе дымохода. Первый блин нарекается арбаклар (нерождённым детям), второй картлар (старикам), третий на покойника. Эти блины съедает хозяин.

На 3,5 года на поминальный обед производят большой закол скота (бык, телка, корова, овечка). Закол производят с соблюдением обряда. Во время восхода солнца привязывают тесьму или полотенце на рога животного и ведут на место забоя. Затем читают молитву и омывают голову животного святой водой. Забой производит родственник, только не близкий. Человеку, который производил забой, подают полотенце. А тесьму или полотенце, которые, одевали на рога животного, подают ребенку. Мясо варят, тоже соблюдая обряд. Для варки берут определенные куски мяса с левой части. Варят в казане на улице. На поминальный обед созывают родственников и соседей. Для родственника, который производил забой животного, дается определенный кусок мяса с шеи (щалоу) . Ян баши (определенный кусок мяса), охраняют ночь, утром собираются все родственники и соседи, едят это мясо, а кости хозяева собирают, сушат и вешают на чердак (как оберег дома)».

Глава III. Обряд вызывания дождя.

«Обряд назывался бутка пщеребес на янгыр (варим кашу на дождь). Женщины собирались на родник и варили кашу. Для варки каши собирали продукты со всей деревни - кто что мог, несли на родник. Читали молитву перед иконой Казанской Божьей Матери. Омывались в роднике, омывали детей и кушали кашу. На второй день после обряда всегда шел дождь».

Источник: Захарова В.С. Обряды бакалов деревни Болотово // Краеведческий сборник Чебаркульского района. Выпуск II. Под ред. Велитченко В.В. – Челябинск: Типография «Два комсомольца», 2018. – С.92-96 

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (1)
Осталось символов:
  • 27 августа 2020 - 13:32
    Без имени
    Моя бабушка говорила, что кости от поминального животного (вероятно) самый пожилой член семьи закапывал в фундамент сарая, чтобы водился скот.