Туганайлар

Нужна ли этника молодежи?

9 февраля в Доме дружбы народов Татарстана в рамках республиканского проекта «Кадровый резерв» прошел круглый стол: «Роль этнической культуры в воспитании подрастающего поколения. Проблемы. Пути решения». Организатором мероприятия выступила участница проекта Елена Чулакова.

Мероприятие ставило своей целью объединение усилий государственных и общественных структур по развитию этнического самосознания подрастающего поколения и выявлению форм эффективного воспитания этнического самосознания у детей.

Елена Чулакова: «Сегодня как никогда важна роль духовно-нравственных ценностей в развитии общества, так как будущее нашей страны в первую очередь зависит от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от любви к своей Родине. Сегодня мы пригласили экспертов на круглый стол, чтоб поделиться опытом и найти решение проблемы отсутствия достойного уважения и сохранения традиций этнической культуры посредством воспитания детей и подрастающего поколения».

Спор за круглым столом был жарким

Первым выступил кандидат искусствоведения, научный сотрудник Центра изучения кряшен и нагайбаков при Академии наук РТ Геннадий Макаров:

«Деэтнизация приводит к радикализму»

- Поставленная организаторами проблема очень важна. Сегодня видится несколько путей её решения. Этнокультурная идентичность - одна из граней культуры человека. Если когда-то в нашей стране было принято стирать этнические границы под лозунгом «единый советский народ», то потом модно стало понятие «гражданин мира». Тем не менее, мне кажется, что этническая культура для каждого человека имеет очень важное значение в разных ипостасях - как часть культуры, часть гражданственности, отношение к тому государству, региону, в котором мы живем. Многие считают, что не обязательно давать детям этническую культуру воспитания, а потом, вырастая, дети вдруг понимают, что их обделили - они не знают языка, своей истории… Начинается поиск виноватых в деэтнизации, иногда это приводит к тому, что люди становятся радикальными националистами. А если бы в свое время они получили этническое образование, они бы спокойно отнеслись ко всем этнологическим диверсиям. Сегодня внутри кряшенской общины мы стараемся давать детям знания по этнической культуре, искусству. Проблема заключается в том, как это все дать детям в нашей системе образования. В образовательных стандартах этническая культура не предусмотрена. Смешиваются понятия национальная культура и этническая культура. Национальная культура - это более обобщенное понятие, а этническая культура - это культура того региона или местности, откуда происходят родители человека. Еще одна проблема - мы проводим замечательные фестивали исполнителей кряшенской песни, но мы не просто должны учить детей петь, а должны давать сведения - что это за песня, в каких случая она исполняется, о костюмах, обрядах - сформировать целостное представление. Мы могли бы дать детям все это только в системе дополнительного образования. Но в каком городе вы видели центры дополнительного образования школьников, где бы давали знания об этнической культуре? Этот вопрос повис в воздухе - никто не против этого введения, но никто не берется. Сказывается и нехватка специалистов в этой области. Если мы говорим «этническая идентичность», то она потом перерастает в «российскую идентичность». С этим связан и вопрос воспитания патриотизма. На сегодняшний день у нас есть Центр изучения истории и культуры кряшен и нагайбаков при Академии наук - есть надежда, что мы многое смогли бы сделать и через этот центр. Есть кафедра этномузыкологии в Казанской консерватории, где обучаются кряшены, татары, русские и другие представители народов Поволжья. Есть кафедра подготовки руководителей этнокультурных центров при Казанском институте культуры и искусств. Эти кафедры готовят хороших специалистов, но все равно пока их не хватает. Этническое искусство не должно замыкаться внутри себя, оно должно выходить за пределы этнической группы. Наше искусство достойно того, чтобы продолжаться в наших детях.

Председатель молодежной ассамблеи народов Татарстана Тимур Кадыров выступил на тему «Место этники в молодежной субкультуре»:

«Правильно и достойно донести информацию о себе»

- Молодежная ассамблея народов Татарстана объединяет 30 молодежных организаций различных народов. Она была создана именно для того, чтобы молодежь не забывала свои корни, традиции и обычаи своих народов. Помимо культурных мероприятий, мы проводим мероприятия образовательного характера. Например, в октябре провели форум «Дружба народов - богатство Татарстана», на котором было несколько направлений, например, этнопроектирование - где обучали молодежь составлять и презентовать свои этнопроекты. Следующий проект - этножурналистика. Важно, чтобы ребята не только сами знали свои обычаи и культуру, но могли достойно и правильно ее преподнести другим. Создали межнациональную команду КВН - с целью создания условий для общения представителей разных национальностей между собой, их сплочения и дружбы. Еще одно направление - театр МУВИ - театр мирного урегулирования вопросов интернационалов. Это театр, где демонстрируются различные бытовые сценки межнационального общения или конфликтов. Одна из постановок - межнациональные браки. По сюжету русская девушка хочет выйти замуж за азербайджанца. В сценке обрисовываются все стороны конфликта, озвучиваются мнения родителей, соседей, друзей. Суть постановки заключается в том, что действие заканчивается на самой кульминационной точке - концовки нет. Далее ведущий предлагает зрителям самим повлиять на ход событий, изменив фразы героев, чтобы достичь мирного урегулирования вопроса. Именно в такой форме этим вопросом в России никто еще не занимается. Это хорошая альтернатива круглым столам по профилактике экстремизма.

Руководитель молодежного отделения "Бәрәкәт" ООК РТ Алиса Спиридонова:

«Желание найти пару сменилось на интерес к своей культуре»

- Появление в 2009 году молодежной организации кряшен было обусловлено желанием молодежи найти человека для создания семьи. Постепенно эта задача отошла на второй план, молодежи стали интересны традиции своего народа, обряды, фольклор. Организация «Бэрэкэт» активно включилась в уже действующие проекты Общественной организации кряшен - «Питрау», «Кряшен чибяре», «Туым жондозы», а также начала реализовывать другие проекты - «Кряшен жегете», «Этнолагерь «Айбагыр» и другие. Есть желание возродить деятельность клуба «Жырчы Жэкэу клубы». Идет активная совместная работа с Молодежной ассамблеей народов Татарстана. В марте мы организуем слёт кряшенских лидеров - с целью найти и поддержать активистов в районах республики, дать им толчок для дальнейшей работы. Самый успешный проект - этнолагерь «Айбагыр» - в этом году там отдохнули и получили новые знания по кряшенской культуре более 120 детей. С каждым годом интерес к лагерю повышается. Однако в этом году возможность проведение лагеря под вопросом. В предыдущие годы он проводился силами Общественной организации при спонсорской поддержке. В этом году из-за отсутствия финансирования этнолагерь может не состояться. Попасть в государственные грантовые программы очень сложно, и имеет свои особенности: не выдается вся запрашиваемая сумма на проект, сложная система отчетности.

Руководитель исполкома организации Людмила Белоусова:

«Не ожидали, что этника так интересна детям»

- До появления Общественной организации кряшен РТ в работе этнокультурного движения не было молодежного и детского направления. В 2009 году мы ставили целью привлечь в общественное этнокультурное движение молодежь, в результате чего образовалось отделение «Бэрэкэт», а в 2011 году была поставлена задача работы с детьми - итогом этого решения стал лагерь «Айбагыр». Мы провели уже три форума кряшенской молодежи, у нас есть активная молодежь в Казани, Челнах, а в других районах молодежные кряшенские организации работают слабо или вообще отсутствуют. Молодежи полно, но у них нет грамотного руководителя. На мой взгляд, этнокультурная работа должна проводиться на уровне муниципальных образований, этновоспитание зависит от отношения к этой проблеме руководства на местах. Ситуация в этом плане стала улучшаться в Менделеевском районе, где поменялось руководство и открылся Дом дружбы народов, и в Заинском районе. Надо провести работу с заместителями глав районов по социальным вопросам, которые курируют этнокультурное направление. Проблемой можно назвать и отсутствие в системе высшего образования подготовки этножурналистов. Что касается лагеря, то предлагаю вместе с Министерством по делам молодежи и Министерством образования доработать проект этнолагеря «Айбагыр», чтобы объединять усилия, продвигать этот проект и находить ресурсы для его воплощения. Мы сами не ожидали, когда создавали лагерь и фестиваль «Туым жондозы», что этника будет так интересна детям. Они её впитывают как губка, им это очень нравится. Значит, это то, чем мы должны заниматься. Вызывает недоумение и тот факт, что при обсуждении вопросов этнического воспитания мало кто проявляет интерес к этой теме.

К участию в работе круглого стола был приглашен и ведущий советник начальника отдела дополнительного образования детей Министерства образования и науки Татарстана Семен Федоров, но по непонятным причинам он на заседание не явился, хотя многие ключевые вопросы и проблемы были адресованы ему. Возможно, в этом и заключается позиция сотрудников Министерства образования - делать вид, что проблема этнокультурного образования детей не актуальна на сегодняшний день и обсуждать её не имеет смысла.

Итогом круглого стола должен стать проект Елены Чулаковой по запуску студии этнической культуры в системе дополнительного образования.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: