Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Мужская одежда кряшен

Традиционная одежда мужчин отличалась заметным разнообразием, но в отличие от женской мало различалась в территориальном отношении. Одежда же нагайбаков и вовсе зачастую представляла собой обычную казачью форму

 

Традиционная одежда мужчин отличалась заметным разнообразием, но в отличие от женской мало различалась в территориальном отношении. Одежда же нагайбаков и вовсе зачастую представляла собой обычную казачью форму.

Основу мужского традиционного костюма составляют домотканые рубаха күлмәк и штаны ыштан. Заметное распространение получила туникообразная рубаха из клетчатой пестряди с боковым грудным разрезом. От русской косоворотки она отличалась заметной расклешенностью к низу. Разрез делался на правой стороне груди, а у русских – на левой.

Появление во второй половине XIX века рубахи со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником, связано с распространением фабричной ткани, ширина которой позволяла не делать характерных для туникообразных рубах боковых клиньев и ластовиц под рукавами. Белые праздничные рубахи украшались не тамбуром, как у казанских татар, а болгарским крестом, либо позументной тесьмой. В отличие от татар-мусульман кряшены обязательно подпоясывали рубаху поясом бильбау. Пояса были многоцветными шерстяными или плетеными косичкой из цветных шерстяных нитей.

Мужские домотканые «штаны с широким шагом» шили обычно из крашенины, а чаще из полосатой пестряди в различных сочетаниях красных, черных, белых, синих, зеленых узких полос. Комплекс нижней одежды (туникообразная домотканая рубаха-косоворотка и домотканые штаны с «широким шагом») во второй половине XIX века преобладал среди всех групп кряшен [11, с. 55, карта 2]. В это же время получают распространение нетрадиционные виды верхних штанов чалбар. Их шили на европейский лад на поясе с боковыми швами и карманами, с разрезом спереди и с застежками на пуговицах.

В середине XIX века кряшены, как и татары, преимущественно носили одежду с цельной приталенной спинкой чабулы кием – с клиньями на боках ниже талии, а позднее и с подрезными и присборенными по линии талии бочками. Ее шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками. К этому типу верхней одежды относятся: камзол, бишмәт, чоба, чабулы чикмән, чабулы тун. Камзол входил в комплекс мужской одежды большинства групп народа, за исключением елабужских и молькеевских кряшен. Бешмет, так же, как и казакин, представлен у кряшен единично и не повсеместно.

В конце XIX – начале ХХ веков получает значительное распространение верхняя одежда с отрезной по линии талии спинкой и с борами. Рабочая одежда подобного кроя из домашнего сукна бытовала у них под названиями әҗәм или эрмәк. У большинства групп кряшен, в том числе у оренбургских казаков-нагайбаков, бытовала подобная же разновидность зимней одежды. Это так называемая борчатка – шуба с отрезной и присборенной спинкой, распространившаяся, вероятно, под влиянием русской традиции. Ее шили из дубленых в желтый, реже черный цвет овчин. Борчатка получает значительное распространение в быту практически всех групп волго-уральских кряшен, включая и молькеевских.

Верхнюю одежду подпоясывали широкими, ткаными из разноцветных шерстяных нитей или изготовленных из фабричной материи, кушаками әзәр. Длина их доходила до трёх метров, ширина до 15–20 см. Мягкие матерчатые пояса завязывались обычным способом, путем обматывания их вокруг талии, причем концы пояса подтыкались (прятались) или, наоборот выпускались по бокам, если на концах имелись красивые кисти.

Верхняя одежда с прямой спинкой туры кием (обычно дорожная зимняя) – широкая и длинная, довольно долго сохраняла туникообразный покрой, не имела застежек. Ее носили свободной или подпоясанной кушаком. Это туры чикмән, толып чикмән, толып, туры тун.

Мужская обувь преимущественно представляла собой прямоплетёные лапти с белыми суконными чулками тула оек, ичегооброазный покрой которых (с вшитой подошвой) повторяет покрой суконных чулок, имевших широкое распространение у татар, за исключением касимовских татар, молькеевских кряшен, некоторых групп ч-окающих мишарей [11, с. 78]. Выходной обувью служили сапоги.

Из головных уборов летом мужчины носили традиционную, в том числе и для татар, валяную обычно из черной шерсти шляпу эшләпә или картуз, а зимой утепленные шапки татарского образца мәскен бүрек, черную каракулевую шапку кара бүрек или малахаи – ушанки.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

2
X