Туганайлар

Кряшены и нагайбаки на страницах Атласа культур и религий народов России

Кряшены до принятия православия находились в языческом или полуязыческом состоянии. До сих пор есть группа некрещеных кряшен

Кряшены (самоназвание — керэшен) и нагайбаки (нагайбэклэр) живут в основном в Татарстане, а также в Башкирии, Удмуртии и Челябинской обл. Численность кряшен 24,7 тыс. чел. (исследователи полагают, что многие кряшены во время переписи 2002 г. были записаны татарами), нагайбаков — 9,6 тыс.

Происхождение

По поводу происхождения кряшен имеются разные мнения. Вызывает доверие точка зрения, согласно которой предки кряшен ко времени присоединения Среднего Поволжья к России находились в языческом или полуязыческом состоянии (их исламизация в период Казанского ханства была слабой), вследствие чего легко перешли в православие. До сих пор имеется группа так называемых некрещеных кряшен.

В русских источниках кряшен сначала называли крещенами, крещенцами или крещеными татарами, а после появления в XVIII в. группы новокрещеных татар (перешедших в православие из ислама) их стали называть старокрещеными, старокрещенцами или старокрещеными татарами. Самоназвание керэшен встречается в документах начиная с XVIII в.

Исторически сформировались пять этнографических групп кряшен: казанская, заинская, чистопольская, молькеевская и нагайбакская. Нагайбаки фактически представляют собой группу кряшен, переселившихся в конце XVIII в. на Урал и вошедших в казацкое сословие. В 2000 г. нагайбаки получили статус малочисленного народа России.

Религия

Подавляющее большинство верующих кряшен — православные. В условиях изоляции кряшен от татар-мусульман произошла консервация некоторых элементов традиционной культуры. Отдельное почитание имеют обетные кресты: часовни, с которыми связана молитва с принесением жертвы
(обычно — каши). Во время моления о погоде готовится «жертвенная» каша, «посвящаемая» иконе Николая Чудотворца, которая ставится перед казанами. Названия христианских праздников получают перевод на язык кряшен (например, Рождество Христово — Туым кено). Особо почитается у кряшен Петров день. Церковное торжество в этот день сочетается с фольклорно-игровыми элементами. Кряшены придерживаются тех же святочных традиций (колядки, песни, гадания), что и русские.

Язык

Говоры кряшен в основном совпадают со средним диалектом татарского языка (исключение составляет говор молькеевских кряшен, который ближе к западному диалекту). Иногда говорят об отдельном кряшенском языке. Выделяется четыре говора: кряшен Нижнего Прикамья, заказанских, чистопольских и молькеевских кряшен, а также — говор нагайбаков. Главные языковые отличия — малое количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичных старотатарских слов.

Жилище

Усадебный комплекс состоял из бревенчатой избы и хозяйственных построек. Преобладали двухкамерные жилища (изба и сени). Хозяйственные постройки — клети, амбары, хлева, бани, кладовые, погреба и т.д. Крыши жилищ покрывались тесом и соломой, хозяйственные постройки, кроме того, — лубом и камышом. Дом делился на две половины — белую и черную. Почетным местом в жилище кряшен наряду с тур (священное место напротив дверей у тюрок) было и местонахождение икон.

Занятия 

Ведущую роль в хозяйстве играло земледелие с зерновой специализацией. Из технических культур возделывали коноплю, реже лен. Огородничество и садоводство были развиты слабо. Животноводство было подсобным, содержали лошадей, коров, овец, коз, свиней. Птицеводство практиковалось широко (куры, гуси, местами утки и индейки). Имелось пчеловодство; рыболовство
и охота носили любительский характер.

 

Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. — 256 с.: ил., карт.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: