Туганайлар

Гусли кряшен

Волго-­Уралье - один из многоэтничных регионов России, в котором в течение столетий в мире и согласии живут представители нескольких крупнейших языковых групп. В культуре Волго-Уральских народов важное место занимают традиционные музыкальные инструменты, исполнительство на которых совместно с песенной культурой сформировало особое, характерное для рассматриваемого региона этнозвуковое, этноакустическое пространство. Оно представляет...

Волго-­Уралье - один из многоэтничных регионов России, в котором в течение столетий в мире и согласии живут представители нескольких крупнейших языковых групп.
В культуре Волго-Уральских народов важное место занимают традиционные музыкальные инструменты, исполнительство на которых совместно с песенной культурой сформировало особое, характерное для рассматриваемого региона этнозвуковое, этноакустическое пространство. Оно представляет собой активное взаимодействие разнообразных по тембру, высоте, громкости, продолжительности звучания звуковых потоков, воспроизводимых человеческим голосом и на традиционных музыкальных инструментах - колоколах, колокольчиках, бубенчиках, шумящих подвесках, трещотках, колотушках, барабанах, волынках, трубах, разнообразных свистульках, флейтах, различных системах гармоник, балалайках, инструментах типа скрипок, гудков и многих других инструментах.
Благодаря той или иной этноакустической системе можно было определить разные проявления и виды хозяйственной деятельности Волго-Уральских народов (пастушество, охота, рыболовство), трудовых процессов (бурлачество, сплав бревен по реке, рубка леса, отбивание холста), семейных и общественных праздников, обычаев и обрядов (свадьба, похороны, рождение ребенка, отправка в рекруты, обряды инициации, зимние, весенние, летнеосенние праздники и обряды) и т.д.
Особое место в уникальном по своему непреходящему этнокультурному значению принадлежит гуслям - древнейшему традиционному струнно-щипковому музыкальному инструменту. Гусли, с одной стороны, - один из распрос- траненных музыкальных инструментов, с другой стороны, - один из самых непознанных до настоящего времени феноменов этноинструментальной культуры региона.
На территории Волго- Уралького региона встречаются гусли одного типа - шлемовидные. Они имеют глубокий корпус из тонких еловых или сосновых дощечек, формой своей напоминающих шлем. Однако, несмотря на однотипную шлемовидную форму верхних дек гуслей, конструкции верхних дек разные. По этим признакам выделено два подтипа гуслей: гусли с цельной верхней декой и гусли с сос тавной верхней декой.
Несомненно, все типологические особенности гуслей теснейшим образом взаимосвязаны с историей формирования и развития того или иного народа, его традиционно-бытовой культурой. Последняя наложила свой неизгладимый отпечаток на формирование и развитие инструмента, всего этнозвукового ландшафта.
Гусли с составной верхней декой встречаются у многих Волго-Уральских этносов, различаясь лишь небольшими кон структивными особенностями (формой и количеством резонаторных отверстий, фор мой колков, количеством струн). Гусли с цельной верхней декой известны в районах расселения кряшен и удмуртов. Кряшенские и удмуртские гусли различаются лишь рядом несущественных признаков. Например, на кряшенских гуслях в основном круглые резонаторные отверстия, причем, в нечетном количестве (3, 5, 7). На инструментах удмуртов зафиксированы резонаторы в виде крестов.
Вместе с тем у разных народов в их этнозвуковом ландшафте встречались идентичные по конструктивным особенностям гусли. Так, кряшены, проживающие на территории Балтасинского и Елабужского районов Татарстана, играли на гуслях, ничем не отличающихся от удмуртских гуслей.
К сожалению, катастрофически снижается и постепенно исчезает применение гуслей в исполнительской практике народов Волго-Уралья.
Поэтому особую актуальность на современном этапе приобретает проблема возрождения и сохранения традиционного музыкального ин с трументария, в том числе гусельного, у всех Волго- Уральских народов, включая кряшен. Большое значение в возрождении, сохранении и дальнейшем использовании гусельного инструментария народов Волго-Уральского региона приобретает музейное этнозвуковое пространство, организация и проведение в музеях выставок музыкальных инструментов. Так, в Национальном музее Республики Татарстан за последние годы было организовано 5 выставок музыкальных инструментов, на которых были представлены, наряду с другими традиционными инструментами, гусли кряшен, марийцев, удмуртов, чувашей.
Гусли кряшен, как и гусли чувашей, марийцев, удмуртов, должны быть обозначены как важнейший и ценнейший феномен культуры Волго-Уральских народов, связанный с имиджем каждой национальной республики и способствующий формированию и развитию взаимопониманию разных этносов. В настоящее время гусли Волго-Уральских народов, как никогда ранее, требуют особого, пристального внимания не только со стороны ученых-исследователей, музыкантов-исполнителей, педагогов, но и со стороны государства, культурно-образовательных учреждений, внимания, направленного на сохранение этого уникального историко-культурного наследия.
Валерий ЯКОВЛЕВ,
доктор исторических наук, профессор

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим