Туганайлар

ДОМ ВЕСТИ – НЕ ЛАПТИ ПЛЕСТИ

В традиционном убранстве кряшенского жилища отмечается много черт, общих с жилищем татар. Прежде всего, это весьма древний элемент тюркского жилища - нары (сәке). Во второй половине XIX века длинные нары вдоль всей передней стены (олы сәке) сохранялись уже редко. В связи с необходимостью ставить в переднем углу стол, размеры нар...

В традиционном убранстве кряшенского жилища отмечается много черт, общих с жилищем татар.

Прежде всего, это весьма древний элемент тюркского жилища - нары (сәке). Во второй половине XIX века длинные нары вдоль всей передней стены (олы сәке) сохранялись уже редко. В связи с необходимостью ставить в переднем углу стол, размеры нар уменьшились. Укороченные нары бытовали у кряшен во второй половине XIX века. Так, один из авторов писал, что "түр - возвышенное место подле передней стены, заменяющее кровать и назначенное для склада разных спальных принадлежностей и обыкновенно у большинства кряшен до потолка заваленное перинами и подушками, - здесь во многих домах оказался с выемкою для обыкновенного стола в переднем углу по русскому обычаю..."

Как и в русском жилище, вдоль боковой стены, а при отсутствии нар и вдоль передней, располагалась широкая лавка (ян сәке), а над дверью - полати (сүндәрә).

Полати над дверью в музее села Париж

Изба кряшен в середине XIX века была "довольно пустынна, без перегородок, в татарском вкусе". В жилищах же конца XIX века перегородка (бүлмә тактасы) отмечается как характерный элемент жилища кряшен. Она делила комнату на две половины (мужскую и женскую) вдоль линии печи до передней стены. Для этой же цели служили занавеси "чаршау", прикрепляемые к полке (киштә), идущей от печного столба (пияш) к передней стене.

Иногда даже при наличии перегородки, вдоль нее, как декоративное украшение, вешался занавес. Специально вытканными занавесями и пологами (чыбылдык) огораживались также кровати.

Во внутреннем убранстве жилища кряшен, как и у татар, широко использовались домотканые полотенца с цветными концами (бистәр), салфетки (кыска тастымал), скатерти (ашъяулык). Их навешивали наверху вдоль передней и боковой стен, вдоль печи и матицы и между окнами. В будничные дни изба украшалась лишь несколькими полотенцами. В праздники, и особенно на свадьбу, происходило "өй киендерү" (одевание избы) - дом украшали вещами невесты. По ним односельчане судили об умении невесты, её трудолюбии. В декоративном оформлении жилища кряшен отмечалось и некоторое своеобразие. Это, прежде всего, проявлялось в отсутствии у них распространенной в прошлом среди татар так называемой "кашага", вывешиваемой вдоль стен над окнами, и матицы (балки, поддерживающей потолок - прим. редакции). У кряшен отсутствовал и обычай огораживания избы занавесом вдоль матицы.

Что касается других элементов украшения, таких, как самотканые дорожки, цветы, часы, зеркала, то здесь отличий не наблюдалось, и их наличие в основном определялось имущественным положением хозяев. Однако, как писал этнограф Казанского университета Николай Воробьев, "богато обставленных изб у кряшен встречать не приходилось, ибо даже при богатстве кряшенский быт не блещет роскошью жилища, как у татарских баев".

От достатка хозяев зависело и наличие тех или иных постельных принадлежностей. На ночь семья укладывалась на нарах, полатях, лавках. Под изголовье клали скамейку на низких ножках (баш агачы). В качестве подстилки использовались верхняя одежда, войлочные кошмы (киез), самотканые дерюги или перины (түшәк), большие подушки (ястык). Сверху стелили простыню из красной или синей домотканины (бөркәү, түшәк җәймәсе). Накрывались верхней одеждой, грубым холстом (чыбылдык) или одеялом, сшитым из лоскутков или пестряди.

Изба освещалась лучиной, свечами, керосиновыми лампами. Свечи, керосин, лампы стоили дорого, и не каждая семья могла их иметь. Поэтому основным источником света оставалась лучина. Она зажималась железной развилкой (шәмдәл), вставленной в деревянную стойку, которая укреплялась на деревянном корыте, наполненном водой. Стены избы и потолок мыли два раза в году: весной, за неделю до Пасхи, и осенью, готовясь к зиме.

Хотя кряшены и стремились следить за чистотой, но социально-экономические условия быта дореволюционной деревни не позволяли поддерживать на должном уровне санитарное состояние жилища. Когда в жилище площадью 16 - 25 квадратных метров обитала семья из 8 - 10 человек и больше, когда в той же избе зимой вынуждены были зачастую содержать мелкий скот и производить кустарные работы, при всем старании женщин соблюдать чистоту было трудно.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Реклама
  • 4 май 2018 - 16:28
    Правнуки рассказывают о своем прадеде (http://pestrecy-rt.ru/)
  • Закрытие IV Форума кряшенской молодёжи Фоторепортаж
  • Волнуют ли кряшенскую молодёжь вопросы семьи? ФОТОРЕПОРТАЖ
  • "Айбагыр" Олы көн 2018
  • Чему научились делегаты Форума на мастер-классах ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Открытие IV форума кряшенской молодёжи ФОТОРЕПОРТАЖ
  • Как делегаты IV Форума провели первый день
  • В Кировской области впервые прошел семинар по наследию кряшен
Ночной режим