Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Далекие близкие

Нагайбаки - юный народ

По переписи населения 2002 года, на Южном Урале 9087 нагайбаков (0,3 процента от общего количества жителей). В 1989-м был 8191 человек

В Нагайбакский район то и дело заезжают журналисты, чтобы написать о Париже, поиронизировать по поводу его «родства» со столицей Франции. После апреля 1999 года, когда был принят Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (в их число в марте 2000 года постановлением правительства РФ были включены и нагайбаки) в эти места потянулись желающие разузнать что-то интересное о новоявленном этносе. Но южноуральцы и россияне по прежнему мало знают об этом народе. Они слышали, что где-то на юге Челябинской области есть нагайбаки, но кто они, какие это люди, знают далеко не все. Постараюсь ответить на эти вопросы.

Кто вы, нагайбаки?

Моим гидом по нагайбакскому миру стал интересный и уважаемый человек, председатель районного Собрания депутатов Николай Федоров (родной брат Владимира Федорова, который работал главой района до 2010 года). Николай Иванович из Остроленки, учил детей математике, стал завучем, а затем 20 лет был местным главой. После избрания на высокий районный пост продолжает жить в родном поселке.

По пути в Париж в окно председательской «Волги» вижу, что на заснеженных полях пасутся лошади. Это тебеневка (от тюркских слов тебин – зимнее пастбище под снегом и тебу – ударить ногой). Кони бьют копытом и добывают траву, лежащую под белым покрывалом, я такое видел только в Казахстане.

- Тебеневка помогает экономить корм, – поясняет Н. Федоров. – Нагайбаки – очень хозяйственные и сметливые люди. Они держат по нескольку лошадей, коров, и вообще не склонны жаловаться, все время что-то придумывают. У нас в Остроленке немало предпринимателей, магазинов. Земляки участвуют в скачках, выращивают голубей и даже бойцовых собак.

У предприимчивости этого народа глубокие исторические корни.

Этноним «нагайбак» впервые зафиксирован в XIX веке. А сами нагайбаки (самоназвание – нагайбэклэр) известны как «уфимские новокрещены» с начала XVIII века (их также называют крешен и кряшен). По поводу их происхождения есть несколько версий.

Одни исследователи считают, что нагайбаки – потомки крещеных ногайцев, отколовшихся от основной части Ногайской орды и поселившихся на среднем течении реки Ик (приток Камы). По этой версии, слово «нагайбак» восходит XVI веку и напрямую связано с Ногайской ордой (ногай бэк – ногайский князь). Ногаи – тюркоязычная народность, относящаяся к кыпчакской группе, сложившаяся в XIV-XV веках в результате смешения различных племён Южной части Золотой Орды на территории бывшего владения темника Ногая, правнука Чингизхана. В тюркской среде параллельно существовал этноним «казак» в сословном значении, но в XIII-XIV веках более употребимым стало слово «ногай». Исследователи, придерживающиеся такой версии, считают, что эти понятия неразрывны.

Другие ученые полагают, что нагайбаки – потомки казанских, точнее – арских татар. Арские татары названы так по месту происхождения. В 52 верстах от Казани на высоком правом берегу реки Казанка расположен город Арск (Арская застава).

Арск упоминается и в третьей версии происхождения нагайбаков, которая пытается объединить первые две. Согласно ей, в 1533 году 18-летняя дочь Ногайского мурзы Юсуфа Суйембике стала женой казанского хана Жангарея. Отец отправил ее в Казань с большой торжественностью, в сопровождении 600 холостых джигитов, выходцев из состоятельных ногайских семей. После ряда дворцовых переворотов Суйембике отстранили от власти, ее личной охране возвращаться на родину было запрещено. Эти джигиты остались в Казани, жили на Арской заставе и ассимилировались с татарским населением.

Историки пишут, что в 50-е годы XVI века, после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным, арские татары были крещены и выселены на территорию Башкирии. Они были припущенниками: приезжих пустили на земли, принадлежавшие башкирам. Коренные жители бунтовали, не хотели платить налог на землю, переселенные его вносили. В 1736 году за неучастие в башкирском бунте и помощь в его подавлении эта группа народа Высочайшим Указом Императрицы Анны Иоанновны была записана в казаки, освобождена от ясака (оброка) и получила в собственность бывшие башкирские земли на 50 верст во все стороны от их места жительства. Позже была основана военная Нагайбакская крепость. Первым ее воеводой был Василий Суворов, отец великого полководца Александра Суворова. По этой версии, станица Нагайбакская называлась так по имени башкира Нагайбака, кочевавшего в тех местах.

Появление на Южном Урале

До прихода наших героев на их нынешних землях было достаточно «весело». Почти до середины XIX века юг сегодняшней Челябинской области, в том числе Нагайбакский район (в углу рек Уй и Урал), входили в состав Младшего киргиз-кайсацкого (казахского) жуза. Историки отмечают, что эти территории постоянно подвергались разорительным набегам. Башкиры нападали на киргиз–кайсаков, киргиз–кайсаки – на башкир, калмыки – на тех и других.

В 1835–1837 годах от Троицка до Орска примерно по прямой была проложена новая линия крепостей и сторожевых поселков, протяженностью более 400 верст. С её строительством в Оренбургский край вошел огромный треугольник земли с вершиной в Верхнеуральске. Новолинейный район 12 декабря 1840 года влился с состав Оренбургского казачьего войска. На эту территорию и решили переселить казаков–нагайбаков, живших в станицах Бакалинской и Нагайбакской Белебеевского уезда Уфимской губернии. Их было около 1250 человек. В 1842 году на землю нынешнего Нагайбакского района были перемещены нагайбаки и калмыки, а также русские казаки и солдаты. На территории района были заложены станицы № 1, 2, 3, 4,8, 24 и 31, входившие а состав Пятого и Шестого полковых округов Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. В 1843 году по предложению Оренбургского генерал–губернатора Павла Сухтелена они получили названия по местам победных сражений российской армии, в котором участвовали оренбургские казаки, в том числе нагайбаки: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Требия, Арси. Не все знают, что, помимо европейских названий, эти станицы неофициально имеют и вторые, сугубо нагайбакские имена: Килей (Кассель), Сарашлы (Остроленка), Балыклы (Париж).

Нагайбаки стали жить компактно. Другая часть группы оказалась в казачьих поселениях нынешнего Чебаркульского (Варламово, Попово, Болотово, Ключевская) и Уйского (Краснокаменка) районов, а также в Оренбургском уезде: в Подгорном Гирьяле, Аллабайтале, Ильинском, Неженском. В начале XX века оренбургская группа окончательно слилась с местным татарским населением и перешла в ислам.

Стали народом

Во второй половине XIX века нагайбаки выделились как особая этническая группа крещёных татар, а во время переписей 1920 и 1926 – как самостоятельная народность. В декабре 1927 года был образован Нагайбакский район с центром в селе Фершампенуаз. Затем, в советское время и до конца 90-х годов новой России, нагайбаки вновь считались этнографической группой татар. В 2000 году они официально были признаны малым народом. Во время Всероссийской переписи населения 2002 года наши герои уже записывались под своим именем. Общая численность нагайбаков – 9600 человек, все живут на территории Российской Федерации. В Челябинской области – 9087 (около семи с половиной тысяч – в Нагайбакском районе, остальные в Чебаркульском, Уйском, Троицком и в городах). Представители народа также есть в Тюменской области (195 человек), в Ханты-Мансийском автономном округе (173), Свердловской области (42), Башкортостане (40). Язык – говор среднего диалекта татарского языка (наши герои называют его нагайбакским).

Нагайбаки православные христиане (относятся к старокрещёным, то есть принявшим христианство в XVI-XVII веках), главный музыкальный инструмент – гусли, главное блюдо – суп-лапша на шурпе (мясном бульоне), заправленный катыком.

Лев Лузин, mediazavod.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев