Туганайлар

Обрядовое покрывало - "түгәрәк яулык"

Кряшенский узор

Во всём комплексе национальной кряшенской одежды, пожалуй, самый загадочный и самый оригинальный элемент - это "түгәрәк яулык" (круглый платок) или по другому обрядовое покрывало. И даже тот факт, что оно совсем не круглое, как следует из названия, а прямоугольное - само по себе загадочно

Украшенное в налобной части монетами, имеющее вышитые на белом фоне красными и черными нитками древний узор и расшитое по краям красной бахромой это покрывало, по словам ученых, было у всех групп кряшен (за исключением молькеевских). К сожалению, во многих местах обрядовое покрывало уже кануло в лету, и сегодня больше всего встречается в Мамадышском, Пестречинском, Тюлячинском, Рыбно-Слободском районах.

Если посмотреть на обрядовое покрывало со стороны, то без труда можно заметить, что, в первую очередь, он состоит из трех цветов, имеет довольно незамысловатый, непонятный рисунок. Наверное, кажется странным, что оно использовалось как головной убор. А еще заставляет задуматься тот факт, что оно не встречается у других соседних народов. Некоторые ученые сравнивают его с удмуртским сюлыком. Действительно, встречаются варианты сюлыков, вышитые тем же способом, что и кряшенское обрядовое покрывало. "Түгәрәк яулык", в основном, всегда одного размера, не отличается одно от другого ни композицией узоров, ни формой, ни цветом. Можно подумать, что все их изготовили один мастер. А если посмотреть на удмуртский сюлык, он бывает двух видов - черный и красный. Они разнообразны по узору - одни изготовлены способом "корама басып", то есть сшиты из лоскутков, вторые- вышиты крестиком, третьи - тем же способом, что и кряшенский "түгәрәк яулык". Таким образом, не встречается два одинаково украшенных сюлыка. И на голову сюлык надевается иначе: украшенный монетами угол приходится на лобную часть.

Однако есть у них и схожие стороны. Обрядовое покрывало и черный сюлык носили только молодые невестки до рождения первого ребенка. Как только первенец рождался, кряшенки меняли обрядовое покрывало на женский повседневный платок, а удмуртки черный сюлык меняли на красный.

Бесспорно, что эти два покрывала применялись как оберег, имеющий какую-то магическую силу, потому что, будучи головным убором, они не выполняли свою прямую функцию. Также не вызывает сомнения и тот факт, что они имеют древние, еще языческие корни. Доказательство этому - узор, цвет, композиция.

Но почему же он "түгәрәк" — то есть "круглый", если на самом деле представляет собой прямоугольник размером 40 на 60 сантиметров. Этому есть свое объяснение. Тамга (символ) Вселенной обозначалась у древних народов четырехугольником. У язычников цифра"4" являлась магической, потому что Земля имеет четыре стороны - север, юг, запад и восток, а ещё в природе существует четыре стихии - огонь, вода, земля и воздух. Предмет, имеющий четыре стороны, считался "круглым" - полным, то есть целым. Ведь и сейчас, когда уже давно доказано, что земля круглая, мы делим ее условно на углы, говоря, к примеру, "на далеком уголке земли" и прочее.

Если внимательно изучить обрядовое покрывало, станет ясно, что в его узоре спрятано немало тайн. Обрядовое покрывало вышивали красными и черными шелковыми нитками на белом фоне. Этот очень древний способ вышивки кряшены называют "нәгыш"(узор, орнамент). Следует отметить, что и женский белый платок ("ак яулык") по краям вышит таким же способом.

На первый взгляд непонятно, какой именно узор вышит на обрядовом покрывале. На самом деле, весьма красивые узоры на нем отчетливо видны не с лицевой, а с изнаночной стороны. Несмотря на это, узоры с оборотной стороны зашивали белой тканью. По словам бабушки - это было обязательным. Только если распустить пришитую к покрывалу белую ткань, можно было "прочитать" этот загадочный узор. Складывается мнение, что это являлось своего рода таинством.

По всему периметру Покрывала вышит бордюр - в виде геометрических узоров. В основном — это ромб, треугольник или квадрат. По четырем углам бордюра -четыре тамги (символа) - "древо жизни". Следует отметить, что такие же тамги и сегодня встречаются у чувашей, удмуртов, марийцев. Язычники изображали в виде древа жизни великую мать живой природы. В общем, древо жизни считалось символом семейного счастья и благополучия. Если же посмотреть на центральную часть обрядового покрывала, то увидим там восьмиконечный узор. На первый взгляд, он похож на крест. Кто знает, может это и есть крест, уж очень похож на него. К тому же, похожие на то кресты и по сегодняшний день можно увидеть на занавесках перед иконами. По словам ученых, такие узоры считались символом булгаро-хазарского единства. Для чего же служили эти символы на женских головных покрывалах?

Как уже было сказано, обрядовое покрывало как головной убор себя не оправдывает, значит, он выполнял функцию оберега, имеющего какую-то магическую силу. Если бы не так, то его не носили бы только молодые невестки, могли бы сделать пригодным для ежедневного ношения всех без исключения женщин.

Молодая невестка, выходя на люди, особенно в многолюдное место, покрывала голову только этим обрядовым платком. Значит, узоры платка имели какую-то защитную силу. По крайней мере, люди в это верили.

Обратимся к древней булгарской мифологии Знаком божества, которому поклонялись языческие булгарские племена, была восьмиконечная метка (тамга). Напомним также, что у каждого духа, которым поклонялись язычники, была своя тамга. Наши древние предки украшали тело, одежду этими символами в качестве оберега.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что узоры-метки на обрядовом покрывале не случайные рисунки, а магические символы, в которые верили люди, и которые пришли к нам без изменения с самых древних времен.

По рассказам моей бабушки Евдокии, обрядовые покрывала передавались из поколения в поколение. Такой техники вышивания больше ни у кого из народностей Поволжья (кроме кряшен и удмуртов) нет. К сожалению, она частично уже утрачена. Как пишут некоторые ученые, кряшены - народ, который, якобы, у кого-то заимствовал веру, у кого-то язык, у третьих костюм, у четвертых еще чего-то. Только никто не разъясняет, откуда было взято обрядовое покрывало. Несмотря на это, слава Богу, эти покрывала еще сохранились не только в музеях, их можно найти и в бабушкиных сундуках. Каждый, кто заинтересован, имеет возможность посмотреть , потрогать, изучить их. К счастью, мы сегодня имеем возможность не только рассказать о феномене "түгәрәк яулык", но и показать его.

Компетентное мнение (Ю.Г. Мухаметшин. Татары-кряшены., изд. "Наука", Москва, 1977 г., стр. 124-126)

"..Түгәрәк яулык умели вышивать лишь весьма искусные вышивальщицы. Особенно славились кряшенки-вышивальщицы Пестречинского и Мамадышского районов. Оттуда уборы доставлялись и в другие места расселения кряшен. Например, в конце ХIХ века в Чистопольском уезде их покупали из Мамадышского и Казанского уездов... ...Сопоставительный анализ түгәрәк яулык кряшен позволяет полагать очень древнюю его основу, очевидно, связанную с тюркской культурой. Не случайно его единство в форме, приемах и технике орнаментации, мотивах и т.д. наблюдается с покрывалами южных удмуртов, бисермян восточных марийцев и низовых чувашей, имевших тесные связи с волжскими булгарами, а в последующие периоды - с казанскими татарами...

...В вышивке этого покрывала кряшен, чувашей и марийцев обращает на себя внимание и повторение такой детали как окантовка полосы орнамента отходящими от черного контура, ритмически повторяющимися черными завитками-усиками. Н.И.Гаген-Торн эту особенность узора отмечает в вышивках дунайских болгар и македонцев..."

 

Теги:
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама