Туганайлар

О чём говорит узор?

Кряшенский узор

Ещё в начале ХХ века простой народ носил одежду, сшитую из сотканных дома полотен. Ткаций станок был в каждом доме, поэтому девочки учились ткать с детства. Тогда умение ткать не считалось невиданным ремеслом, а вот для современных женщин, знающих компьютер, как свои пять пальцев, ткацкий станок - неразрешимая головоломкаl Хоть и редко, но еще встречаются умелицы ткать. Честно говоря, сейчас уж и нет надобности этому ремеслу. Только если за это возьмутся творческие люди, почитающие старину!

Юртеева Галина Прокопьевна, жительница села Попово, что в Чебаркульском районе Челябинскои области, с детства помогала матери ткать паласы, но за станок села лишь выйдя пенсию. Не оттого, что палас понадобился, творческая душа требовала пищи, хотелось выразить всю красоту, которая накопилась у в душе. Дом, семья, работа — времени как всегда не хватало, зато теперь Галина Прокопьевна от души занимается иным делом. В последние годы она взялась обновлять кряшенские полотенца поповских женщин, сотканные давным-давно «чүпләмләп» - браной техникой. Она возвращает хозяйкам реставрированные полотенца, сотканные еще 1Х веке, дарит такие родственникам. Много сохранилось у нее таких полотенец, теперь она демонстрирует их на личных фестивалях и выставках.

- Поражаюсь мастерству наших бабушек и матерей, так хочется сохранить их творчество и показать его всем. Но время берет свое, многие красивые вещи исчезают. У ткани и нитей век короткий... - с сожалением делится с нами Галина Прокопьевна.

Во многих домах в Попово бережно хранится старинная одежда предков, к счастью, их довольно много. И в «фондах» Галины Прокопьевны достаточно старинной одежды, ковров, полотенец. «После нас эти вещи будут хранить дети и внуки, пока совсем не исчезнут», - говорит она. И сама в молодости довольно много вышивала, вязала вручную кружевные вещи на память близким. Рассматривая в Попово восхитительные изделия рукоделия, я искала в них общие черты с изделиями умельцев наших краев. В общем, ткацкое ремесло свойственно каждому народу, его многие черты и узоры схожи. По словам специалистов, узоры на тканых изделиях идут еще от языческих меток. Сейчас мы уже не можем «прочитать» то, что «закодировано» в этих узорах. Сегодня мы знаем лишь тканый узор «алмалы» - «в яблоко» (так чаще всего называют любую фигуру в орнаменте), наложение узоров, а названия и смыслы других узоров забыты.

«Небесный паук»

Когда мы росли, в каждом доме имелись большие сундуки. Обычно в одном из них хранилось старье, в другом сезонные вещи, а вот в третьем были вещи самые дорогие, которые доставались крайне редко. Вот и у нас был такой сундук зеленого цвета, который открывался 2 раза в год. Если в Пасху из сундука доставали самые красивые занавески, покрывала, полотенца, то в следующий раз его открывали только летом, чтобы проветривать... В нем хранились три вещи, которые меня завораживали два тканых полотенца и скатерть! Только сейчас я поняла тайну этих чар. К моему счастью, все эти три подарка, оставшиеся от моей прабабушки 1856 года рождения, сегодня хранятся у меня. Спасибо родственникам, что доверили мне это наследство. Одно из тех полотенец вышито шерстяными нитками. в результате поисков я выяснила, что вышитый на нем символический узор - «тамга» принадлежит древним европейским народам и называется «небесный паук». Этот узор часто встречается в изделиях и других народов Поволжья. Оказывается, это оберег рода, родной земли, символ связи поколений. Видимо. бабушка не зря вышивала именно этот узор.

«Алатырь»

За четыре года работы в редакции газеты «Туганайлар» я побывала во многих кряшенских деревнях. Слава богу, и у наших немало старинных тканых вещей, особенно полотенец. И ведь на самом деле, мастерство наших бабушек удивительно. И узор, и цвет выполнялся, следуя традициям. Я обратила внимание еще вот на что. Хотя ткацкое ремесло исчезло, узоры, которые были на самотканых изделиях, наши бабушки искусно перенесли на вышивку крестом! Значит, если и исчезли смыслы, названия, то символические узоры, которые знали наши древние бабушки, сохранились. Вот один из них - очень распространенная среди кряшен тамга - «солнце». Этот узор встречается у многих народов. Именно такой узор изображен на государственном флаге Удмуртии. Бесспорно. он сохранился еще с языческих времен. Древние народы верили, что на восьмиконечной звезде отдыхают разные Боги Небесного царства. Тамга называется «алатырь». Она обозначает гармонию вселенной, является символом жизни. Такие тамги вышивали на полотенцах, которые дарились церквям. Вы только посмотрите на старинные потрепанные временем занавески перед иконами, взгляните на покрывала - и наши бабушки вышивали красными и черными нитками «алатырь»! Воротниковую часть мужской косоворотки украшали именно таким узором для того, чтобы солнце давало сил, очищало, служило оберегом. А если взять головной убор молодой невестки, который носился ею в первый год замужества - «түгәрәк яулык» (обрядовое покрывало), то можно увидеть на его оборотной стороне именно «алатырь», расшитый по всему периметру. Украшение вышивкой женских кряшенских платьев вообще не имело место быть. Только перестав носить самотканые фартуки и перейдя на фабричные ткани, начали вышивать их крестиком. Особенно красиво вышивали подол и нагрудную часть фартуков. Мастерицы зная, а может, не зная смысла, применяли «алатырь», вышивая не только фартуки, но и наволочки, и даже при плетении кружевом скатертей.

Копаясь в сундуках, обращаешь внимание еще на один факт: у кряшен очень много красного цвета. Красный считался цветом обновления, света, огня, солнца. Ходило поверие, что этот цвет охраняет от сглаза и нечисти. Украшение одежды и предметов быта издавна применялось как заклинание-оберег. Зная, не зная, не делали невесть какие тамги. потому что все они имеют самое разное значение. Ими могли причинить и вред!

В свое время Гитлер взял в качестве символа фашизма свастику - древний символ индо-арийцев. Видимо, символический знак не мог служить злым и недоброжелательным людям, потому что был символом счастья, больших успехов, материального и духовного богатства и изобилия. Этот узор у некоторых народов называется «сварга». А нас с детства учили, что это темный, страшный знак, изобразить его где-либо считалось большим преступлением. Но в сохранившихся старинных тканых и вышитых изделиях поволжских народов и сейчас можно увидеть эту тамгу. Особенно часто она встречается на войлочных коврах башкиров.

Что же, земная жизнь полна тайн. Возможно, тамги - ключи от некоторых из них. Печально, что не находя замков, мы проживаем эту жизнь, бессмысленно звеня ключами!

Теги:
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама