Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Блог

«Кряшенские приходы, монастыри и духовенство Казанской епархии в XIX - начале XX веков» (к вопросу о подготовке энциклопедии)

«Кряшенские приходы, монастыри и духовенство Казанской епархии в XIX - начале XX веков» (к вопросу о подготовке энциклопедии)

Автор сообщения дает краткую биографию кряшенских священников, рассматривает историю кряшенских приходов Мамадышского уезда

В последние годы, благодаря широкому распространению Интернета, проведению научных конференций и изданию разного рода сборников статей и документальных материалов, происходит заметный процесс накопления информации о кряшенских приходах, монастырях и духовенстве Казанской епархии, относящейся, главным образом к XIX - началу XX вв.

Большая работа в указанном отношении осуществляется на Интернет-ресурсе «Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров)» (http://www.missiakryashen.ru/), где имеется, в частности, раздел «Биографические справки священнослужителей из кряшен» (http://www.missiakryashen.ru/about/persons/), а также размещён «Список дореволюционных кряшенских священников» (http://www.missiakryashen.ru/history/figures/lists-priests/).

В настоящее время на сайте имеются материалы о просветителе кряшен протоиерее Василии Тимофеевиче Тимофееве, епископе Иннокентии (в миру - Иване Ивановиче Никифорове), иеромонахе Алексие (в миру - Афанасии Сергеевиче Маринине), священнике и поэте Якове Емельяновиче Емельянове, епархиальном миссионере среди татар Вятской епархии Филиппе Гавриловиче Гаврилове, протоиереях Гурии Сергеевиче Кузьмине, Стефане Матвеевиче Матвееве, священниках Максиме Даниловиче Асанбаеве, Борисе Гавриловиче Гаврилове, Симеоне Гавриловиче Гаврилове, Назарии Герасимовиче Герасимове, Тимофее Егоровиче Егорове, Архипе Илларионовиче Илларионове (Иларионове), Николае Кирилловиче Кириллове, Евдокиме Ивановиче Комисарове, Тихоне Леонтьеве, Георгии Фёдоровиче Максимове, Емилиане Филипповиче Филиппове, Матвее Егоровиче Чебешеве. При этом ряд статей снабжён фотографиями.

Огромная заслуга в поиске и обобщении данного материала, который приходится собирать буквально по крупицам, принадлежит настоятелю храма Святителя Николая Чудотворца села Кряш-Серда иерею Димитрию Сизову.

Информацию о кряшенских приходах и священниках можно также найти на сайте Казанской духовной семинарии (http://kds.eparhia.ru/), где, к примеру, размещена статья Ю.П.Карпова «Просветитель Татар-кряшен о. Василий Тимофеев (1836 - 1895)» (http://kds.eparhia.ru/bibliot/kaz_schule/pr_timof/). Имеется она и на других Интернет-ресурсах. На одном из них, в частности, размещена статья А.А.Туранова «О крайних датах биографии Бориса Гаврилова» (о исследователи удмуртов и кряшен, священнике и миссионере Борисе Гавриловиче Гаврилове) (http://idnakar.ru/2009/2009_3/TURANOV.pdf).

В первом выпуске моего сборника «Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX - начале XX вв. (статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей)» также содержится собранная и частично обобщённая документальная информация о целом ряде кряшенских («крещёно-татарских») приходов и священников Казанской епархии. Кроме этого, в нём опубликованы обширные статьи об истории Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины Мамадышского уезда и Трехсвятительского крещёно-татарского монастыря Лаишевского уезда Казанской губернии, ранее размещённые на сайтах Православного информационного агентства «Русская линия» (http://rusk.ru/) и Информационно-аналитической службы «Русская народная линия» (http://www.ruskline.ru/), главный редактор которых А.Д.Степанов неизменно оказывает активное содействие освещению кряшенской проблематики.

В книге имеются, в частности, данные о приходах с центрами в сёлах Апазово (Рождественское) Казанского уезда, Карабаяны (Карабаян), Серда Лаишевского уезда, Абди, Гороховое Поле, Елышево, Большие Савруши, Старая Икшурма Мамадышского уезда, о священниках Алексее Александровиче Афанасьеве, Архипе Илларионовиче Илларионове (Иларионове), Николае Кирилловиче Кириллове, Евдокиме Ивановиче Комисарове, Емилиане Филипповиче Филиппове, Ефреме Яковлевиче Харитонове, Матвее Егоровиче Чебешеве, иеромонахе Иоанне (в миру - Иоакиме Прокофиевиче Красильникове). Часть материалов, опубликованных в книге, уже размещена на вышеупомянутом Интернет-ресурсе «Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров)».

Постепенно статьи о кряшенских монастырях и духовенстве появляются на таком всемирно известном интернет-ресурсе, как «Википедия» (позиционирующемся в качестве свободной общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии). Так, например, в июне 2010 г. мною была создана статья «Трёхсвятительский крещёно-татарский монастырь» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Трёхсвятительский_крещёно-татарский_монастырь), в октябре 2011 г. - «Покровская просветительная крещёно-татарская женская община» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Покровская_просветительная_крещёно-татарская_женская_община) и «Тимофеев, Василий Тимофеевич» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимофеев,_Василий_Тимофеевич).

Кроме того, в июле 2010 г. в «Википедии» была также размещена статья об одном из учеников В.Т.Тимофеева - Сергее (Сергие) Афанасьевиче Багине (http://ru.wikipedia.org/wiki/Багин,_Сергей_Афанасьевич) - русском священнике, миссионере, этнографе, и.д. Казанского епархиального инородческого миссионера, Пермском епархиальном инородческом миссионере-проповеднике. Известно, помимо прочего, что 3 декабря 1896 г. на всенощном бдении у гроба В.Т.Тимофеева С.А.Багин произнёс прочувствованную речь от лица слушателей Миссионерских курсов при Казанской духовной академии и возложил венок. Назвав покойного учителем, он подчеркнул, что имя В.Т.Тимофеева «в истории христианского просвещения инородцев Казанского края будет стоять в такой же тесной связи с именем великого просветителя инородцев - с именем незабвенного Н.И.Ильминского», как и вся его жизнь и деятельность.

Всё это, а также опубликованный ранее богатый материал, который ещё только предстоит проанализировать и систематизировать, позволяет выдвинуть в повестку дня вопрос о подготовке энциклопедии (или, в менее амбициозном варианте, «опыта словаря-справочника») под рабочим названием «Кряшенские приходы, монастыри и духовенство Казанской епархии в XIX - начале XX веков».

Причём, учитывая специфику материала (прежде всего, его разрозненность и отрывочность), возможно, было бы целесообразным привлечь к работе над ним не только специалистов-историков и краеведов, но и самый широкий круг общественности. Для этого необходимо запустить «централизованную» интерактивную версию словаря, приспособив для данной цели Интернет-ресурс «Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров)», либо создав отдельный сайт под идентичным названием «Кряшенские приходы, монастыри и духовенство Казанской епархии в XIX - начале XX веков» (самый простой вариант - в форме «живого журнала»). Одновременно следует продолжить создание статей о наиболее значимых кряшенских приходах и представителях духовенства в «Википедии».

Обмен информацией в Интернете, на мой взгляд, позволит заметно ускорить её накопление. Однако при этом следует твёрдо придерживаться общепринятых правил и критериев отбора материала, принимая к дальнейшему обобщению только те данные, которые представляются со ссылкой на конкретный источник. Весьма важно также, что в этом случае будет осуществляться и сбор иллюстративного материала (фотографии из семейных архивов, электронные версии документов, книг, брошюр, и т.д.).

Затем, по мере накопления информации и формирования основных «контуров» энциклопедии, можно будет поставить вопрос и о подготовке её «бумажной версии».

Появление такого издания может стать в дальнейшем незаменимым подспорьем в деле формирования единой базы данных о кряшенских («крещёно-татарских») населённых пунктах (с описанием истории их возникновения, формирования приходов, конфессиональной динамики, и т.д.). А это, в свою очередь, есть один из наиболее объективных и действенных «механизмов» решения, пожалуй, самой запутанной и вариативной проблемы происхождения и этнической идентичности кряшен.

В дополнение к вышеизложенному, дабы внести практический вклад в подготовку будущей энциклопедии, привожу краткие биографические сведения о кряшенских священниках Симеоне ГавриловеИоанне Егоровиче ЕгоровеПетре МатвеевеЕмелиане Михайловиче МихайловеПавле Михайловиче МихайловеНиколае Филипповиче Николаеве, дьяконах Андрее Семёнове и Василии Тимофеевиче Тимофееве (полном тёзке первого кряшенского священника В.Т.Тимофеева), а также о БерсутскомДюсьметевском (Дюсьметьевском)Комаровкинском и Юкачинском приходах Мамадышского уезда (по состоянию на 1909 - 1910 гг.).

 

Священники:

 

1. Гаврилов, Симеон (возраст, по состоянию на 1909 г., 46 лет) - сын крестьянина «из старокрещёных татар» деревни Лыя-Шия (Лые-Шия) Мамадышского уезда Казанской губернии.

10 мая 1881 г. закончил Казанскую Центральную крещёно-татарскую школу (КЦКТШ). 16 октября 1881 г. С.Гаврилов был определён учителем школы «Братства святителя Гурия» (БСГ) в деревню Ерыкса Мамадышского уезда. 16 октября 1884 г., «по прошению», переведён учителем школы БСГ в деревню Урясьбаш (Урясь-Баш), 16 сентября 1885 г. - в «Старо-Юмаинскую» земскую школу, того же уезда.

16 ноября 1885 г. С.Гаврилов был рукоположен во диакона к церкви села Берсут Мамадышского уезда, 5 августа 1890 г. - во священника в село Владимирово того же уезда. 2 мая 1898 г. «за полезную пастырскую деятельную службу» его перевели священником к церкви Во имя Казанской иконы Божией Матери села Юкачи (Юкачинский приход) Мамадышского уезда.

С 1888 по 1898 гг. С.Гаврилов являлся также законоучителем Кулущинского земского училища (Мамадышского уезда) и Владимировской («Владимирской») школы БСГ, в 1898 - 1905 гг. - Комаровской церковно-приходской школы, Берёзово-Полянской школы грамоты, Ново-Мочалинской и Старо-Мочалинской школ БСГ, с 1898 г. - Юкачинского и Мочально-Озёрного земских училищ, школ БСГ в деревнях Большая Шия, Зюри и Лыя-Шия (Лые-Шия), с 1909 г. - Берёзово-Полянской церковно-приходской школы (преобразованной в том же году из Берёзово-Полянской школы грамоты).

5 сентября 1895 г. он был награждён набедренником («за усердную службу и примерное поведение»), 7 июня 1897 г. - скуфьёй (с аналогичной формулировкой), в том же 1897 г. - тёмно-бронзовой медалью «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года», «на ленте из Государственных цветов», за № 44847. Кроме этого, он получил «в память мирного царствования Императора Александра III-го серебряную медаль для ношения на груди на Александровской ленте».

В 1901 г. С.Гаврилов удостоился благодарности епархиального начальства за преподавание Закона Божия в церковно-приходских школах, в 1908 г. - от Казанской губернской земской управы «за оказание помощи пострадавшим в неурожайные годы».

Он был женат на Анастасии Ананиевне Гавриловой (возраст, по состоянию на 1909 г., 44 года), имел, по состоянию на тот же год, семь детей (четырёх сыновей и трёх дочерей): Василия, Николая, Михаила, Иоанна, Анну, Александру и Лидию. Поведения С.Гаврилов был «весьма хорошего».

В размещённом на Интернет-ресурсе «Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров)» «Списке дореволюционных кряшенских священников» содержится информация о том, что С.Гаврилов служил священником в селе Юкачи до 1916 г.

 

2. Егоров, Иоанн Егорович (возраст, по состоянию на 1909 г., 39 лет) - сын крестьянина «из татар старокрещен» деревни Янцевары («Янцовары») Лаишевского уезда Казанской губернии.

1 мая 1891 г. окончил курс в Казанской учительской семинарии. С 1 сентября 1891 г. по 1 марта 1897 г. состоял учителем в КЦКТШ. 2 марта 1897 г. И.Е.Егоров, «по принятии в духовное ведомство», был рукоположен во священника к церкви Во имя Казанской иконы Божией Матери села Дюсьметево (Дюсьметьево) Мамадышского уезда.

Определением епархиального начальства от 9/11 декабря 1898 г. ему, «в виду заслуг по устройству приходской села Дюсьметева церкви», указом Казанской духовной консистории (КДК) от 14 декабря 1898 г., было объявлено архипастырское благословение.

Одновременно, с 15 марта 1897 г. он являлся заведующим и законоучителем Дюсьметевской (Дюсьметьевской) второклассной церковно-приходской школы «с образцовой при ней одноклассною церковно-приходской школою», а также - наблюдателем Крещёно-Ерыксинских мужской и женской школ БСГ. При этом И.Е.Егоров добился значительных успехов на просветительно-образовательном поприще, что неоднократно было отмечаемо начальством.

«За ревность в наставлении детей в вере и благочестии по учению Святой Православной церкви», он был награждён Библией, от Святейшего Правительствующего Синода (СПС) выдаваемой. 4 января 1899 г. Казанским епархиальным училищным советом И.Е.Егорову была объявлена благодарность с внесением в послужной список «за ревностное и усердное исполнение своих обязанностей по школе».

Воодушевление и усердие, с которыми он осуществлял педагогическую работу в Дюсьметевской (Дюсьметьевской) школе, было замечено епископом Чистопольским Антонием (А.П.Храповицким) при обозрении им епархии, в связи с чем И.Е.Егорову 10 сентября 1899 г. указом КДК «от Высокопреосвященства» было объявлено ещё одно архипастырское благословение «с внесением в формуляр». 21 июля 1901 г. он был избран сверхштатным членом Мамадышского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета.

Активное участие И.Е.Егоров принимал также в оказании помощи голодающим соотечественникам. Отношением и.д. Казанского губернатора № 552 от 27 января 1900 г. ему была объявлена «Высочайшая благодарность Августейшей Покровительницы попечительства о домах трудолюбия и работных домах Государыни Императрицы Александры Феодоровны, за содействие, оказанное предпринятому летом 1899 г. по указаниям и с соизволения Её Величества делу подачи трудовой помощи населению Казанской губернии, пострадавшему от неурожая». 23 мая 1901 г. «за особенные заслуги по оказанию помощи пострадавшим от неурожая в 1898 году» И.Е.Егоров был награждён набедренником.

Распоряжением епархиального начальства от 22 апреля 1904 г. он был утверждён в должности младшего помощника, а резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Д.И.Самбикина) от 19 января 1906 г. назначен временно исправляющим должность благочинного 2-го округа Мамадышского уезда, «каковую должность исправлял со дня сдачи Благочиннических дел вновь избранному о. Благочинному 14-го Июля 1906 г.». С этого дня и до отчисления села Дюсьметево (Дюсьметьево) к 1-му благочинническому округу в мае 1908 г. И.Е.Егоров состоял старшим помощником благочинного по 2-му благочинническому округу Мамадышского уезда. 28 июля 1907 г. «за усердную службу и примерное поведение» он был награждён скуфьёй.

Он был женат на Ольге Алексеевне Егоровой (возраст, по состоянию на 1909 г., 34 года), имел, по состоянию на тот же год, трёх детей (двух сыновей и дочь): Николая (13 лет, обучался в Чистопольском духовном училище), Александра (10 лет) и Ольгу (8 лет). Поведения И.Е.Егоров был «отличного».

В размещённом на Интернет-ресурсе «Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров)» «Списке дореволюционных кряшенских священников» содержится информация о том, что с 1923 г. иерей И.Е.Егоров являлся благочинным 2-го благочиния Мамадышского кантона ТАССР.

 

3. Матвеев, Пётр (возраст, по состоянию на 1909 г., 34 года) - родился в селе Никифорово Мамадышского уезда Казанской губернии, сын крестьянина «из крещёных татар».

В 1895 г. окончил курс обучения в Казанской учительской семинарии. При этом он в совершенстве знал русский, татарский и «киргизский» (казахский) языки.

1 августа 1895 г. П.Матвеев был назначен в Тургайскую область учителем киргизской аульной школы в местечко Коктал («Кактал») Кустанайского уезда, 1 августа 1896 г. - «за выдающиеся успехи за учебный год» - заведующим Каратургайской волостной школы Тургайского уезда Тургайской области. 1 сентября 1898 г. «за хорошие успехи учеников» был переведён третьим учителем в Иргизское двухклассное училище министерства народного просвещения (МНП) в город Иргиз той же области. Здесь же - в Иргизе - он служил регентом «при местной церкви».

11 декабря 1899 г. «за хорошие успехи» П.Матвеев был переведён вторым учителем в Актюбинское двухклассное училище МНП в город Актюбинск Тургайской области, на каковой должности проработал до 1 февраля 1905 г. При этом, «как в г. Иргизе, так в г. Актюбинске», он «состоял учителем пения», «и в 2-хклассном мужском и одноклассном женском училищах, за особое вознаграждение». Одновременно, в Актюбинске П.Матвеев являлся членом переводческой комиссии при миссионерском стане.

6 марта 1905 г. П.Матвеев был рукоположен во диакона в Казани, 13 марта 1905 г. - во священника к церкви Во имя Животворящия Троицы села Берсут Мамадышского уезда Казанской губернии. Здесь же, с 1905 г., он являлся законоучителем «при местных училищах» (в селе Берсут и в деревне Кулущи). Кроме того, в 1907 г. П.Матвеев состоял председателем «Волостного попечительства о голодающих, по Мамадышскому уезду Нижне-Сумской волости».

1 октября 1910 г. он был переведён в Оренбургскую епархию и определён в один из посёлков (предположительно, Остроженский) Верхнеуральского уезда.

П.Матвеев был женат на Вере Константиновне Матвеевой (возраст, по состоянию на 1909 г., 29 лет), имел, по состоянию на тот же год, пять детей (двух сыновей и трёх дочерей): Бориса (9 лет, обучался в Урманчеевском земском училище), Елизавету (8 лет, обучалась в том же училище), Виктора (5 лет), Раису (3 года) и Серафиму (2 года). Поведения П.Матвеев был «отличного».

 

4. Михайлов, Емилиан Михайлович (возраст, по состоянию на 1909 г., 38 лет) - сын крестьянина «из старокрещёных татар» деревни Тямти Мамадышского уезда Казанской губернии.

1 июня 1901 г. окончил Миссионерские курсы при Казанской духовной академии. С 1 октября 1891 г. по 18 октября 1894 г. Е.М.Михайлов состоял учителем Баймурзинской школы БСГ (Тетюшского уезда), с 18 октября 1894 г. по 6 сентября 1896 г. - псаломщиком и учителем школы БСГ в селе Дюсьметево (Дюсьметьево) Мамадышского уезда.

6 сентября 1896 г., «для пользы службы», он был перемещён псаломщиком и учителем школы грамоты в село Апазово Казанского уезда, где прослужил до 1899 г. 3 июня 1902 г. Е.М.Михайлов был рукоположен во священника к церкви Во имя Казанской (Казанския) иконы Божией Матери села Юкачи (Юкачинский приход) Мамадышского уезда, а 20 августа 1905 г. - перемещён ко вновь выстроенной церкви Во имя Святого Николая, Мирликийского Чудотворца села Комаровка, того же уезда (ранее входившего в Юкачинский приход).

Одновременно, с 1902 по 1905 гг. он являлся законоучителем школ БСГ в деревнях Новое Мочальное Озеро, Старое Мочальное Озеро и Большая Шия, с 1902 г. - Ново-Черкасской церковно-приходской школы и Гришкинской школы БСГ, с 1905 г. - Комаровской церковно-приходской школы. «За труды по цер[ковно]-приходской школе» в 1905 г. Е.М.Михайлову была объявлена благодарность епархиального начальства.

В 1897 г. он был награждён тёмно-бронзовой медалью для ношения на груди «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года», «на ленте из Государственных цветов». Кроме того, Е.М.Михайлов имел серебряную медаль «В память 25-летия образования церковно-приходских школ» (учреждённую в 1909 г.) «на двойной Владимирской и Александровской ленте».

Он был женат на Марии Яковлевне Михайловой (возраст, по состоянию на 1909 г., 36 лет), окончившей «курс учения» в КЦКТШ, имел, по состоянию на тот же год, шесть детей (одного сына и пять дочерей): Анфису (13 лет, обучалась «в Епар[хиальном] Училище»), Антонину (10 лет), Виктора (7 лет), Татьяну (5 лет), Нину (3 года) и Надежду (4 месяца). Поведения Е.М.Михайлов был «отличного».

 

5. Михайлов, Павел Михайлович (возраст, по состоянию на 1909 г., 44 года) - родился в селе Меретяки Мамадышского уезда Казанской губернии, сын крестьянина «из старокрещёных татар».

В 1884 г. окончил курс в Казанской учительской семинарии, с 1884 по 1890 гг. состоял учителем Средне-Арняшской школы БСГ.

19 августа 1890 г., «по принятии в духовное ведомство», П.М.Михайлов был рукоположен во священника к церкви Во имя Казанской (Казанския) иконы Божией Матери села Юкачи (Юкачинский приход) Мамадышского уезда. С 1 сентября 1890 г. по 16 декабря 1897 г. он являлся законоучителем Юкачинских земских «и церковных» школ, с 1901 г. - попечителем Юкачинского земского училища. 6 марта 1895 г. за успешное преподавание в последнем Закона Божия П.М.Михайлов получил благодарность епархиального начальства. 21 мая 1897 г. ему была также преподана архипастырская благодарность «за отлично-усердную и полезную службу в деле просвещения татар и за постройку дома для братской школы в д[еревне] Зюрях прихода с[ела] Юкачей».

«По особому распоряжению» епархиального начальства 16 декабря 1897 г. он был перемещён к церкви села Апазово Казанского уезда, а 23 мая 1898 г. - к Троицкому собору Мамадыша (в приход которого входили: город Мамадыш, деревни Яновка, Гремячка и Бессониха, в которых, вместе с «раскольниками», насчитывалось 534 двора, где проживали 3064 человека). С 1898 г. он являлся также законоучителем Гремячской церковно-приходской школы, с 1899 по 1 августа 1909 г. - Мамадышского женского двухклассного земского училища, с 1 августа 1909 г. - Мамадышской женской прогимназии.

С 4 июля 1898 г. П.М.Михайлов являлся членом-казначеем, с 1899 г. по 1 февраля 1900 г. - и.д. секретаря Мамадышского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета. С 3 июля 1909 г. он состоял представителем духовенства в Мамадышской уездной землеустроительной комиссии.

П.М.Михайлов активно занимался общественной деятельностью, за что неоднократно поощрялся церковным и светским начальством. Известно, что он имел серебряная медаль «В память царствования в Бозе почивающего Императора Александра III», а также полученные 28 мая 1908 г. «свидетельство № 62214 и медаль» «в память участия в деятельности Общества Красного Креста во время русско-японской войны». 21 мая 1897 г. П.М.Михайлов удостоился медали «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года», 19 ноября 1909 г. - медали «В память 25-летия образования церковно-приходских школ».

19 марта 1898 г. «за отлично-усердную службу» он был награждён набедренником, 28 июня 1907 г. - «за усердную службу и примерное поведение» - скуфьёй.

П.М.Михайлов был женат на Анастасии Алимпиевне Михайловой (возраст, по состоянию на 1909 г., 41 год), имел, по состоянию на тот же год, пять детей (трёх сыновей и двух дочерей): Екатерину (21 год, бывшую замужем за военным полковым ветеринарном врачом А.С.Сапожниковым), Николая (13 лет, обучался в Чистопольском духовном училище), Елизавету (Елисавету) (12 лет, обучалась в Казанском окружном училище духовного ведомства), Бориса (9 лет) и Виктора (6 лет). Поведения он был «отличного».

 

6. Николаев, Николай Филиппович (возраст, по состоянию на 1909 г., 50 лет) родился в Санкт-Петербурге, вырос в деревне Верхние Арняши (Верхний Арняш) Мамадышского уезда Казанской губернии, сын солдата «из татар-старокрещен».

1 апреля 1880 г. окончил курс в КЦКТШ. С октября 1880 г. по октябрь 1881 г. Н.Ф.Николаев являлся учителем Ковалинской школы БСГ (Лаишевского уезда), с октября 1881 г. по 25 марта 1889 г. - учителем и преподавателем Закона Божия в земском училище «при слободе Казанских пороховых заводов».

25 марта 1889 г., «по принятии в духовное ведомство», он был рукоположен во священника к церкви Во имя Казанской (Казанския) иконы Божией Матери села Юкачи (Юкачинский приход) Мамадышского уезда, 25 сентября 1890 г., по распоряжению епархиального начальства, перемещён «на самостоятельное место» к церкви Во имя Казанской иконы Божией Матери села Дюсьметево (Дюсьметьево), того же уезда. 4 апреля 1896 г., «согласно желания и прошения крестьян села Малмыжки, Мамадышского уезда», Н.Ф.Николаев был перемещён к церкви Во имя Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, означенного села (по состоянию на 1909 г., в Малмыжкинский приход входило одно село Малмыжка, в котором было 179 дворов, где проживали: 8 - «духовных», 247 - «военных» лиц, 1038 - «крестьян» и 4 - «мещанина»). С января 1907 г. он также состоял председателем церковно-приходского совета при означенной церкви.

С октября 1889 г. по 2 сентября 1896 г. Н.Ф.Николаев являлся законоучителем Крещёно-Ерыксинской школы БСГ, с октября 1889 г. по 25 сентября 1890 г. - школ в деревнях Старое Мочальное Озеро, Новое Мочальное Озеро и Большая Шия, с 25 сентября 1890 г. по 2 сентября 1896 г. - школы в селе Дюсьметево (Дюсьметьево), с 15 апреля 1895 г. по 2 сентября 1896 г. - Васильевского земского училища «Тавельского 2-хштатного прихода», со 2 сентября 1896 г. - Малмыжкинского земского училища (по состоянию на 1909 г., в нём обучались 69 мальчиков и 33 девочки). Указом КДК от 13 декабря 1899 г. ему была объявлена архипастырская благодарность («со внесением в формуляр») «за ревностное проповедание слова Божия с церковной Кафедры и успешное преподавание в местном училище Закона Божия».

Н.Ф.Николаев оказывал активное содействие строительству православных храмов и учебных заведений в местных населённых пунктах. С 1889 г. по январь 1891 г. он состоял членом, а с 18 марта 1892 г. по 18 марта 1893 г. - председателем «Дюсьметевского Церковно-Строительного Комитета, Мамадышского уезда», с 1894 г. по 12 ноября 1900 г. - членом «Церковно-Строительного Комитета при селе Малмыжке» (местная церковь была построена в 1896 г., в деревянном исполнении, «на средства доброхотных пожертвований, при участии прихожан и при даровом отпуске казённого леса», и имела один престол - Во имя Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, освящённый 22 сентября 1896 г.). С 13 марта 1899 г. по январь 1902 г. Н.Ф.Николаев являлся председателем «Комитета по постройке Дюсьметевской второклассной церковно-приходской школы», с 20 ноября 1908 г. - членом Мамадышского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета. С января 1898 г. по февраль 1901 г. он был помощником благочинного 1-го благочиннического округа Мамадышского уезда.

2 августа 1891 г. «за особые труды и усердную пастырскую деятельность» Н.Ф.Николаев был награждён набедренником, 10 августа 1898 г. - «за усердную службу и примерное поведение» - скуфьёй, 6 мая 1907 г. - «за отлично-усердную службу» - камилавкою. Известно, что он также имел серебряные медали: «В память царствования в Бозе почивающего Императора Александра III» на «Александровской Ленте», «в память участия в деятельности Общества Красного Креста, во время Русско-Японской войны, 1904 - 1905 гг.» (награждён 29 мая 1908 г.) и «В память 25-летия образования церковно-приходских школ» на «двойной - Владимирской и Александровской Ленте» (награждён 19 ноября 1909 г.).

Н.Ф.Николаев был женат на Александре Ивановне (Иоанновне) Николаевой (возраст, по состоянию на 1909 г., 44 года), имел, по состоянию на тот же год, пять детей (трёх сыновей и двух дочерей): Виктора (19 лет, находившегося «при отце»), Антонину (17 лет, обучалась в Казанском женском училище духовного ведомства), Анатолия (15 лет, обучался в Мамадышском четырёхклассном городском училище), Евгения (13 лет, обучался в Дюсьметевской /Дюсьметьевской/ второклассной церковно-приходской школе), и Елену (10 с половиной лет, обучалась в Малмыжкинском земском училище). Поведения он был «отличного».

В размещённом на Интернет-ресурсе «Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров)» «Списке дореволюционных кряшенских священников» содержится информация о том, что он служил в русском селе «Уса-Малмыжка» (Малмыжка) до 1917 г., скончался Н.Ф.Николаев в том же 1917 г.

 

Дьяконы:

 

1. Семёнов, Андрей (возраст, по состоянию на 1909 г., 40 лет) родился в деревне Тёплое Болото Мамадышского уезда Казанской губернии.

7 мая 1887 г. окончил курс в КЦКТШ. В 1887 - 1895 гг. являлся учителем в Альвединской школе БСГ (Лаишевского уезда), в 1895 - 1903 гг. - в Верхне-Казыльской и Уреево-Челнинской земских школах того же уезда.

С 18 сентября по 30 октября 1902 г. А.Семёнов состоял псаломщиком в селе Уреево-Челны Лаишевского уезда, затем - по 2 февраля 1906 г. - в селе Янцевары того же уезда.

13 февраля 1904 г. «за усердную и полезную службу на должности» А.Семёнов был награждён «серебряною медалью на Александровской ленте для ношения на груди».

3 февраля 1906 г. он был рукоположен во диакона к церкви Во имя Казанской иконы Божией Матери села Юкачи (Юкачинский приход) Мамадышского уезда. С 1906 г. состоял законоучителем в Ново-Мочалинской и Старо-Мочалинской школах БСГ.

А.Семёнов был женат на Анне Фёдоровне (Феодоровне) Семёновой (возраст, по состоянию на 1909 г., 31 год). Поведения был «весьма хорошего».

В размещённом на Интернет-ресурсе «Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров)» «Списке дореволюционных кряшенских священников» содержится информация о том, что, в 1925 г. А.Семёнов был рукоположен во иереи, по состоянию на 1929 г., «был обновленцем, раскаялся и перешёл в Патриаршую Церковь», по состоянию на 1936 г., служил в селе Абди Токанышского района ТАССР.

 

2. Тимофеев, Василий Тимофеевич (возраст, по состоянию на 1909 г., 39 лет) родился в селе Крещёные Янасалы («Крещено-Янасал») Казанского уезда Казанской губернии, сын крестьянина «из старо-крещёных татар». Помимо прочего, В.Т.Тимофеев «весьма хорошо» знал вотский (удмуртский) язык.

Окончил курс в КЦКТШ, после чего 1 октября 1890 г. стал учителем Гондыревской школы БСГ. 23 мая 1894 г. В.Т.Тимофеев был определён и.д. псаломщика к церкви Во имя Казанской иконы Божией Матери села Малые Лызи (Сергиевка) Казанского уезда. 15 августа 1899 г. он был посвящён в стихарь, а 11 мая 1907 г. - в сан диакона.

В.Т.Тимофеев был женат на Александре Саввичне Тимофеевой (возраст, по состоянию на 1909 г., 32 года), имел, по состоянию на тот же год, пять детей (одного сына и четырёх дочерей): Александра (11 с половиной лет, обучался в Казанском духовном училище), Елизавету (10 лет, обучалась в местном земском училище), Лидию (7 с половиной лет, также обучалась в местном земском училище), Зинаиду (полтора года) и Зою (полгода). Поведения он был «весьма хорошего».

В размещённом на Интернет-ресурсе «Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров)» «Списке дореволюционных кряшенских священников» содержится информация о том, что в 1914 г. Василий Тимофеев был рукоположен во священника, служил в селе Нижняя Уча Мамадышского уезда.

 

Приходы (Мамадышский уезд):

 

1.      Берсутский приход.

 

Согласно ведомости «О прихожанах...» церкви Во имя Животворящия Троицы в селе Берсут за 1909 г., в Берсутский приход входили: село Берсут (в котором имелось 152 двора, где проживало: 17 - «духовных» лиц, 424 - «русских крестьянина» и 520 - «из старокрещёных»), в одной версте от него - деревня Малый Берсут (36 дворов: 246 - «русских крестьян»), в пяти верстах - деревня Николаевка (20 дворов: 140 - «русских крестьян»), в пяти верстах («через татарскую деревню») - деревня Кулущи (230 дворов: 114 - «русских крестьян», 1237 - «из старокрещёных» и 10 - «временно проживающих»). Таким образом, в приходе числилось 438 дворов, в которых проживали 2708 человек.

Церковь Во имя Животворящия Троицы (Троицкая) была построена в 1820 г. на средства мамадышского купца А.И.Сухопарова, и имела три престола - главный - Во имя Живоначальныя Троицы (освящён 16 июня 1823 г.), с правой стороны - Во имя Покрова Богородицы (освящён 26 сентября 1820 г.), и с левой - Во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского (освящён 19 мая 1825 г.): «Церковь каменная, в одной связи с таковою же колокольней [...]».

Берсутский приход являлся одноштатным, состоя из священника и псаломщика. Богослужения совершались «на церковно-славянском и татарском языках». В деревне Кулущи, в здании земского училища, по субботам совершалось всенощное бдение «на татарском языке», местным священником, «при большом стечении местных инородцев», велись религиозно-нравственные беседы, при богослужениях пели «певчие-любители и часть учеников», «при живейшем участии местного псаломщика», на русском и «татарском языке».

Первоначально при приходской церкви существовала богадельня, но: «Со смертию Сухопаровых содержать богадельню стало некому, и она сама собою прикрылась». На приходском русском кладбище имелась также деревянная церковь («старая Покровская»), для богослужения не пригодная. «Только на второй день Покрова, - говорилось в «Ведомости о церкви...» за 1909 г., - совершается ежегодно туда крестный ход из приходской церкви, и молебен Пресвятой Богородице служится при стечении большого количества народа».

По состоянию на 1909 г., в Берсутском приходе действовали два земских училища: в селе Берсут (обучались 53 мальчика и 27 девочек) и в деревне Кулущи (обучались 41 мальчик и 4 девочки).

 

2.      Дюсьметевский (Дюсьметьевский) приход.

 

Согласно ведомости «О прихожанах...» церкви Во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Дюсьметево (Дюсьметьево) за 1909 г., в Дюсьметевский (Дюсьметьевский) приход входили: село Дюсьметево (Дюсьметьево) (в котором имелся 91 двор, где проживало: 11 - «духовных», 113 - «военных» лиц, 427 - «татар старо-крещен»), в трёх верстах от него - деревня Крещёная Ерыкса (143 двора: 166 - «военных» и 723 - «казённых крестьян из татар старо-крещен») и Старый Кумызан (1 двор: 7 - «крестьян из татар старо-крещен»). Таким образом, в приходе числилось 235 дворов, в которых проживали почти исключительно «татары старо-крещены» (за русскими значился только один двор, где проживали три человека).

Церковь Во имя Казанской иконы Божией Матери была построена в 1890 г. «на средства одной благотворительницы, пожелавшей остаться неизвестною, при участии прихожан и при даровом отпуске казённого леса», и имела один престол - Во имя Казанской иконы Божией Матери (освящение состоялось 21 октября 1890 г.): «Зданием деревянная, с такою же, в одной связи колокольнею, на каменном фундаменте [...]».

Дюсьметевский (Дюсьметьевский) приход являлся одноштатным, состоя из священника и псаломщика. Кроме домов, занимаемых причтом, церкви принадлежала пятистенная деревянная сторожка и деревянная часовня-усыпальница, «выстроенная на местном приходском кладбище одним благотворителем». За приходом числилось 49 десятин 2150 квадратных саженей пахотной и 700 квадратных саженей усадебной земли. Богослужения совершались «на церковно-славянском и крещёно-татарском языках».

По состоянию на 1909 г., в Дюсьметевском (Дюсьметьевском) приходе действовали три школы: вотороклассная церковно-приходская школа «с образцовою при ней одноклассною церковно-приходской школою» - в селе Дюсьметево (Дюсьметьево) (открыта в 1896 г., в 1908/1909 учебном году во второклассной школе обучались 46 человек, а в образцовой - 32 человека) и две школы БСГ (мужская и женская) - в деревне Крещёная Ерыкса (в 1908/1909 учебном году в мужской обучались 38 мальчиков, а в женской - 11 девочек).

 

3.      Комаровкинский приход.

 

Согласно ведомости «О прихожанах...» церкви Во имя Святого Николая, Мирликийского Чудотворца, в селе Комаровка за 1909 г., в Комаровкинский приход входили: село Комаровка (в котором имелось 124 двора, где проживало: 16 - «духовных», 155 - «военных» лиц, 665 - «крест[ьян] крещ[ёных] тат[ар]»), в четырёх верстах от него - деревня Русское Черкасово (74 двора: 153 - «военных» и 273 - «крестьянина»), деревня Черемисское Черкасово (26 дворов: 17 - «военных» и 118 - «крест[ьян] крещ[ёных] черем[ис]») и деревня Гришкино (3 двора: 5 - «военных» и 5 - «крест[ьян] крещ[ёных] черем[ис]»). Таким образом, в приходе числилось 224 двора, где проживали 1407 человек, в том числе: 836 «крещёных татар» (124 двора), 428 русских (71 двор) и 145 крещёных черемис (марийцев) (29 дворов).

Церковь Во имя Святого Николая, Мирликийского Чудотворца, была построена в 1902 г. на средства санкт-петербургского купца Н.С.Димитриева и имела один престол - Во имя Святого Николая, Мирликийского Чудотворца (освящение состоялось 24 ноября 1902 г.): «Зданием деревянная, с таковою в одной связи колокольнею, на каменном фундаменте, крепкая, тёплая».

Комаровкинский приход являлся одноштатным, состоя из священника и псаломщика (но, по состоянию на 1909 г., СПС открыт он ещё не был). Богослужения совершались «на церковно-славянском и крещёно-татарском языках».

По состоянию на 1909 г., в Комаровкинском приходе действовали три школы: две церковно-приходские - в селе Комаровка (открыта в 1888 г., обучались 38 мальчиков и 5 девочек) и в деревне Русское Черкасово (открыта в 1892 г., обучались 14 мальчиков и 6 девочек), а также одна школа БСГ в деревне Гришкино (открыта в 1893 г., обучались 10 мальчиков).

 

4.      Юкачинский приход.

 

Согласно ведомости «О прихожанах...» церкви Во имя Казанской (Казанския) иконы Божией Матери в селе Юкачи за 1909 г., в Юкачинский приход входили: село Юкачи (в котором имелось 119 дворов, где проживало: 21 - «духовных», 163 - «военных» лиц, 22 - «русских», 421 - «крещёный татарин»), в семи верстах от него - деревня Берёзовая Поляна (26 дворов: 35 «военных» и 109 «крестьян»), в шести верстах - деревня Старое Мочальное Озеро (41 двор: 51 - «военный» и 233 - «крестьянина»), в пяти верстах - деревня Новое Мочальное Озеро (43 двора: 74 - «военных» и 258 - «крестьян»), в четырёх верстах - деревня Большая Шия (109 дворов: 118 - «военных» и 530 - «крестьян»), в трёх верстах - деревня Лыя-Шия (Лые-Шия) (72 двора: 72 - «военных» и 427 - «крестьяне») и деревня Зюри (114 дворов: 106 - «военных» и 741 - «крестьянин»).

Кроме этого, за Юкачинским приходом числились находившиеся в восьми верстах от Юкачей деревни Сардаш (Сардаши) (5 дворов: 26 человек) и Старый Горелый Ельник (1 двор: 3 человека), жители которых «отпали» от православия в ислам в 1870 г. Всего же, таким образом, в приходе насчитывалось 524 двора, где проживали 3384 человека (1759 мужчин и 1625 женщин), с «отпавшими» - 530 дворов, где проживали 3413 человек (1778 мужчин и 1635 женщин).

Церковь Во имя Казанской (Казанския) иконы Божией Матери в селе Юкачи была построена в 1875 г., на средства потомственного почётного гражданина города Елабуги И.И.Стахеева, и имела один престол - во имя Казанской иконы Божией Матери (освящение состоялось 17 ноября 1875 г.): «Зданием деревянная, с такою же в одной связи колокольнею, на каменно-цоколевом фундаменте, крепкая, тёплая». При «вратах церковной ограды» имелась каменная часовня «с Иконой Божией Матери».

Юкачинский приход являлся двухштатным, но определением епархиального начальства от 20 августа 1905 г. второй штат был откомандирован ко вновь выстроенной церкви села Комаровка (также входившей ранее в данный приход) «для служения и с правом проживания». Богослужения совершались «на церковно-славянском и крещёно-татарском наречиях».

По состоянию на 1909 г., в Юкачинском приходе действовали восемь школ «разных наименований»: две земские - в селе Юкачи (открыта в 1866 г., обучались 44 мальчика и 13 девочек) и в деревне Старое Мочальное Озеро («Мочально-Озёрская») (открыта в 1909 г., обучались 5 мальчиков), школа грамоты в деревне Берёзовая Поляна (открыта в 1890 г., в 1909 г. преобразована в церковно-приходскую школу, обучались 9 мальчиков и 3 девочки), пять школ БСГ - в деревнях Большая Шия (открыта в 1890 г., обучались 14 человек), Зюри (открыта в 1872 г., обучались 28 мальчиков и 2 девочки), Лыя-Шия (Лые-Шия) (открыта в 1890 г., обучались 15 мальчиков и 2 девочки), Новое Мочальное Озеро (открыта в 1885 г., обучались 27 мальчиков) и Старое Мочальное Озеро (открыта в 1885 г., обучались 12 мальчиков и 2 девочки).

Игорь Алексеев, кандидат исторических наук, Казань

 

Источники и литература:

Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 4. Оп. 141. Д. 24. Л.л. 841 об. - 842.; Д. 25. Л.л. 5 об. - 6, 10 об., 67 - 70, 74 об., 79 - 81 об., 84 об. - 88 об., 99 - 110 об.

Алексеев И. Е. Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX - начале XX вв./ Выпуск I: Статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей. - Казань: ООО «Астория», 2010. - 312 с.

Список дореволюционных кряшенских священников/// Деятели// История миссии/ Кряшенская духовная миссия (Сайт для православных миссионеров). - http://www.missiakryashen.ru/history/figures/lists-priests/

Приложения// О. Василий Тимофеевич Тимофеев. (Некролог)/ Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник» за 1896 г. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1896. - С. 24.

 

Сообщение на научно-практической конференции «Значение религиозно-педагогической деятельности В.Т.Тимофеева в социально-культурном и духовно-нравственном развитии кряшенского населения края» (г. Мамадыш, 28 октября 2011 г.).

Источник

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев