Туганайлар

Кряшенку встречали по одежке...

Кряшенский узор

Народная одежда — результат сложного и длительного исторического процесса. Она формировалась под влиянием различных факторов: социально-экономического развития исторических причин, природно-географических условий, этнических традиций, религии, этнокультурных связей с другими, прежде всего, с соседними народами. Однако у кряшен этот процесс шел медленно. Вплоть до 30-х годов ХХ в. в быту кряшен значительную роль продолжало играть домашнее ткачество с целью изготовления тканей для пошива одежды. Это следует объяснять не столько низкой покупательной способностью населения, сколько его приверженностью и традициям, в частности, к древнему покрою (стилю) одежды

"Береги и цени то время, что в колпаке ходишь", - говорили раньше. И вправду, период девичества был очень недолог. Кряшены спешили скорее отдавать замуж семнадцати — восемнадцатилетних девушек, ежели сватался достойный молодец. После венчания, перед тем как войти в дом мужа, попечитель молодоженов (кыяматлык) повязывал снявшей с себя девичий колпак молодой невестке женский головной убор. Завязывание головного убора у кряшенок было сложным, многоэтапным процессом. Бесспорно, что эта традиция идет издревле, еще со времен язычества, и считать это влиянием религии было бы неверно. Головной убор представляет собой целый комплекс. Он включает в себя "мәләнчек" (чепец, волосник), "җилкәлек" ("наушники"), который также называли "чигәчә" или "яңак", "сурәкә" (покрывало), платки ("ак яулык", "тугәрәк яулык", женский платок, шаль с бахромой).

Сначала волосы молодой невестки заплетали в две косы и закрепляли на затылке. На голову надевался волосник (мәләнчек) - специальный тканевый колпак, который женщина не снимала даже во время сна. У кряшен есть три вида волосника. У елабужских кряшен он с "калак" - приставкой-налобником, который приходится прямо на затылочную часть головы. У чистопольских кряшен "калак" волосника находился в налобной части. Третий вид - без "калак", но у самого волосника налобная часть прямоугольная и жесткая для жесткости использовали толстую кору березы. Налобники нужны, для поддержания и закрепления на голове "сурәкә" - специального прямоугольного головного платка.

Если дома в повседневной жизни поверх волосника повязывали платок, то выходя на люди, в праздничные дни обязательно надевали сурәкә. Существуют головные уборы, немного схожие с кряшенским сурәкә - "сорока" у русских и "сарака" у марийцев. Кто у кого заимствовал - точно никто сказать не может, потому что они, как ни крути, разнятся друг с другом. Сурәкә у кряшен отличается своим узором, и носят ее только замужние женщины. Она не является самостоятельным головным убором, а только его составной частью. Перед тем как одеть сурәкә, поверх волосника завязывали "җилкәлек" (наушник) с монетами. Он тоже имеет разные названия, отдельно не использовался и в разных местах отличался по форме. Налобная часть сурәкә вышивалась специальными серебряными нитками "ука". Такая вышивка не встречается ни у кого из народов, населяющих Поволжье. По рассказам моей бабушки, мастеров, вышивающих сурәкә, были единицы и они работали на заказ. У сурәкә есть два "крыла", которые закрывают уши Обычно их украшали купленными на базаре "ука-позументом". Часть сурәкә, которая называлась "койрык" ("хвост") покрывала голову и свисала до середины спины. «Хвост» чаще всего украшали разноцветными лентами или собирали из пестрых лоскутков. По словам информаторов, это, якобы, был своего рода способ защиты от сглаза.

Молодая невестка впервые входила в дом мужа надев "түгәрәк яулык" (обрядовое покрывало). Предназначенный только для молодой невестки, отсутствующий у других народов этот загадочный головной убор заслуживает отдельной статьи. До рождения первого ребенка невестка должна была появляться на людях и на праздниках только укрывшись этим обрядовым покрывалом. Через год женщина, сняв покрывало невестки, могла повязать поверх сурәкә платок. Кряшенки особенно любили платки с бахромой и кистями.

Пожилые кряшенки повязывали на голову длинную белую ткань, похожую на полотенце, которая называлась "ак яулык" - белый платок. Белый платок сейчас можно увидеть лишь в музеях. А сурәкә носили двух типов. Если первое было в виде прямоугольника, то второе - в форме полусолнца. Именно такие носили кряшенки Елабуги и Мамадыша. У этого сурәкә нет "крыльев", а хвост называли "чукол" или "баш яулыгы" (головной платок). Такие сурәкә надевали только на свадьбу, а в остальное время носили только сам головной платок - чукол. На праздники поверх чукола надевали налобную повязку с бахромой - "маңгай укасы", а те, что богаче и постарше - расшитую в несколько рядов монетами украшение - "маңгай тәңкәсе".

Если головные уборы отличались своей принадлежностью по статусам, то в верхней одежды особой разницы не было. Платья-фартуки шились по схожему крою. Женщины носили разнообразные "җилән" - джиляны. Молодая невестка дома должна была носить тонкий джилян без рукавов, а поверх него - повязывать фартук. Для холодного времени года шили теплые джиляны с рукавами. Повседневным украшением служило "тәнкәле муенҗака" ("тамакса") - шейное украшение из монет, а по большим праздникам женщины надевали большие нагрудники, украшенные монетами ("тәнкәле түшлек") и перевязь ("дәвәт", "муйтымар").

В люди надевали высокие кожаные сапоги, изготовленные на заказ. Зимней обувью служили валенки.

До начала ХХ века кряшенская традиционная одежда сохранила свои древние формы, соблюдались последовательность и порядок одевания. По одежде можно было судить о статусе женщины. Хотелось бы, чтобы эти традиции имели продолжения и воплощались сегодня хотя бы в сценических костюмах.

От редакции:

Представляем зарисовки европейского художника Карла Гуна, на которых изображены кряшены конца ХIХ века. В своих рисунках он зарисовал последовательность завязывания ("баш бәйләтү") всего комплекса женского головного убора. Художник пронумеровал этапы повязывания комплекса головного убора замужней женщины. №1. "Мәләнчек" - волосник, который носили женщины всех возрастов со дня замужества.

№2. "Сүрәкә". Является как бы чехлом для волосника. Поэтому эти два убора - "мәләнчек" и "сүрәкә" -тесно взаимосвязаны и составляют одно целое.

№3, №4. "Ак яулык". Он имел длину около 180 сантиметров, ширину - 35-40 сантиметров, концы украшались древней двухслойной вышивкой как на "түгәрәк яулык". Его повязывали поверх "сүрәкә" чалмообразно (вокруг верхней части головы). Для этого полотнище "ак яулык" складывалось вдоль, пополам. При повязывании на голову, средняя часть платка приходилась на лоб, а вышитые концы закреплялись сбоку. Носили только пожилые женщины. Также на рисунке Гуна изображена молодая девушка (обозначена "девица") в "ак калпак" и невеста (обозначена "замужняя") в "түгәрәк яулык" (обозначено знаком *)

Теги:
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама