Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Блог

ГАЗЕТА “КЕРӘШЕН СҮЗЕ” – НАШЕ СЛОВО: предпосылки создания, становление и деятельность

ГАЗЕТА “КЕРӘШЕН СҮЗЕ” – НАШЕ СЛОВО: предпосылки создания, становление и деятельность

2013 год мог бы стать юбилейным для газеты «Керэшен сузе» («Слово кряшен»). 4 февраля 2013 года исполнился 20 лет со дня издания ее первого номера. Появившись в перестроечном 1993 году, и просуществовав девять лет в этих непростых для страны условиях, накануне переписи населения 2002 года газета попала в весьма затруднительное положение....

Все начиналось в конце 80-х начале 90-х годов, когда в стране «бродил призрак капитализма», дули ветры «перестроечных» перемен и в республике забурлило национальное движение. Загадочное, многообещающее слово «суверенитет» побуждало надежду на светлое будущее. Надежды на возрождение появились и у кряшен. И в феврале 1990 года как самостоятельный подотдел Татарского общественного центра (ТОЦ) в Набережных Челнах было создано культурно-просветительское этнографическое объединение кряшен. «Кряшенский вопрос» был поставлен и на Курултае татарского народа. Основываясь на решении Курултая, на своей сессии объявил об организации кряшенской подкомиссии по вопросам науки, образования и культуры Милли Меджлис (Национальное собрание) татарского народа. Все тогда понимали, что для свершения великих дел необходимы сплочённость и объединение.

Когда республика была объявлена суверенной и татарский язык был признан одним из государственных, цели и задачи татарского национального движения изменились. Первоочередная задача была выполнена, и православные кряшены уже не соответствовали интересам движения ни по этнокультурным, ни, тем более, по этноконфессиональным признакам. Пути расходились. Этнографическое объединение кряшен вышло из состава ТОЦ.

В апреле 1992 года состоялась республиканская конференция кряшенских организаций, где были поставлены конкретные задачи по возрождению кряшен. Одной из задач конференция ставила восстановление своих печатных изданий. «Закрытие кряшенских газет и журналов в 30-е годы лишило кряшенское население свободы слова и печати, - говорилось в резолюции конференции. - Учитывая отсутствие возможностей по освещению национальных интересов народа, поставить перед Верховным Советом Республики Татарстан вопрос о воссоздании базы издательства и возрождении своего периодического издания»…

Задачи, поставленные на конференции, одобрил прошедший в этом же году съезд народов Татарстана. Съезд счёл «освещённые в резолюции конференции кряшен от 12 апреля 1992 года требования правомерными» и призвал «правительство республики принять меры по незамедлительному их удовлетворению».

Как ни печально, просьба о «возрождении периодического издания», так же, как и другие требования кряшен, ни тогда, ни в последующие годы властями услышана не была.

Инициативу учреждения издания взял на себя один из активнейших лидеров кряшенского движения Николай Антонов. В этом же 1992 году вышел новый Закон о СМИ, позволяющий частным лицам выступать в виде учредителей средств массовой информации. Таким образом, общекряшенская общественно-политическая газета «Керэшен сузе» стала одной из первых частных газет в республике.

Открытие сенсационных страниц своей «запрещённой» истории побудило у кряшен стремление к подробному изучению своих корней. Печатный орган был необходим. «Нужно было убирать преграды, создающие барьер развитию кряшен и разорвать информационную блокаду, - скажет спустя девять лет в интервью своей же газете Николай Антонов. - Стремление создать газету было велико, но оно объяснялось не только моим желанием, прежде всего, этому способствовало начало демократических процессов в России…»

Организация национального движения и создание газеты оказались тесно взаимосвязаны. Для движения необходим был печатный орган, для газеты же нужна была надёжная опора в виде национально-культурных общественных организаций. И такие организации появились.

Какие же цели и задачи ставила перед собой новая газета? Газета должна была освещать все стороны жизнедеятельности кряшен. Главной задачей ставились сохранение, приумножение и развитие культурного наследия. «Уже название газеты само говорит о её содержании, - говорилось в пилотном номере. - О чём и для кого будет наше слово? Нам есть о чём рассказать, о чём вспомнить. И перед своими соплеменниками, и перед другими народами мы в большом долгу: мы обязаны довести до всех святую правду о самих себе. У кряшен есть своё духовное богатство: традиции, обряды, праздники, нарядные костюмы, украшения, особенности в языке и культуре…Потеря этого богатства будет преступлением перед историей и человечеством. Мы обязаны всё по крупицам собрать, объединить, сберечь и искать пути приумножения»…

Газета начинала свою деятельность в пору всеобщего дефицита и бешеного роста цен. «Талонную» систему заменил «бартер», люди страдали от безденежья. Вёрстка первого номера совпала с трагическим событием, которое стало чёрным днём не только для города, но и для всей республики. В результате грандиозного пожара сгорело дотла «сердце» КамАЗа - завод двигателей. КамАЗ был парализован, город лишился кормильца. Рассчитывать на скорейшее улучшение положения не было смысла. Уже со дня своего рождения газете было уготовано тяжёлое существование. Правительство республики оказывать газете помощь не намеревалось, организации кряшен работали на общественных началах, а учредитель газеты Николай Антонов, работающий руководителем среднего звена на одном из промышленных предприятий города Набережные Челны, имел в виде дохода заработную плату инженера. Вся надежда была на поддержку народа. И она не заставила себя долго ждать.

Первый номер газеты вызвал бурную реакцию у общественности. Кряшенское население приняло газету с восторженным ликованием. В адрес редакции посыпались письма и обращения. В первую очередь откликнулась кряшенская интеллигенция. «Когда в 1987 году я написал в ЦК КПСС о необходимости газеты для кряшен, меня «проучили» так, что и сегодня страшно вспомнить. Я был исключён из партии. А сегодня нет конца и края моей радости: такая газета издаётся! Для меня двойная радость в том, что она издаётся вне моего участия! Значит, у моего веками угнетённого, униженного и оскорблённого народа есть такие силы!» - писал из Казани известный учёный историк, писатель и публицист Максим Глухов. «На нашу газету возлагаются огромные задачи, - писал из Казани журналист Александр Филиппов. - Сколько бы не пытались сглаживать, кряшенская проблема была и будет. Десятки газет, издающиеся на татарском, никогда не смогут полностью осветить нашу проблему. Для этого есть психологические и политические барьеры. Хорошо, отлично! Радость переполняет мою душу…» «На сегодняшний день это не только наша газета, это и наш журнал, наш кинематограф, наш театр, наша школа, наша церковь. Наша газета никогда не встанет на путь грязных политических течений, не поддержит идей межнациональной вражды. Я искренне в это верю», - писал из Нижнекамска врач Никифор Тукмачёв. Из Елабуги откликнулся учёный-филолог Николай Григорьев: «Мы должны объединиться и сделать нашу газету путеводной звездой. Это теперь долг каждого из нас».

Не заставили ждать и отклики «от народа». «Я хочу о себе знать всё, - писала из Башкортстана Любовь Саетгараева. - Я подпишусь по какой угодно цене и буду распространять другим». «Нет предела моей радости, - делилась из Набережных Челнов Анастасия Асанова. «Слово кряшен» - это слово и завещание наших предков, дедов и отцов, не вернувшихся с войны. Нас, сирот, воспитывали на их примере, по своим обычаям, традициям. Это слово и доброе, и святое. Купила газет на 500 рублей. Раздаю только очень дорогим мне людям. По почте отправила в Пермь и Владивосток. Я знаю, что она всем будет в радость».

Татарское население встретило газету с неподдельным интересом и настороженностью. Более агрессивно настроенная часть не смогла скрыть своё негодование. «Если и дальше пойдёт таким образом, как бы не потребовали себе отдельное государство», - заметил читатель Мухаммат Хафиз. Более доброжелательно настроенные читатели предпочли не указывать свои полные имена. «Поддерживаю ваше начинание, - писал читатель, назвавший себя М.К. - Предлагаю вам, как гагаузам, наладить связи с Грецией, обучать там детей и открыть в Татарстане ещё и самостоятельную кряшенскую епархию. Я - мусульманин, но мои предки относились к религии лояльно. Я хорошо образован и знаю, кто такие кряшены». «Ваша газета не похожа на другие издания, она притягивает к себе, завораживает, - писала из Казани Мунира ханум. - Это народная газета, и если действительно будет служить интересам народа, сможет донести до людей истину и на её страницах будет слово народное - народ её признает, поддержит и поможет».

Мунира ханум оказалась права. Скоро на расчётный счёт редакции стали поступать пожертвования от частных лиц.

«Кук кабагы ачылыр…» («Да раскроется купол небесный…»). Под этими словами подразумевались не только раскрытие неизвестного, но и открытие новых возможностей на будущее. Такой эпиграф газете выбрал главный редактор Ананий Малов, в котором читатели узнали известного поэта, автора нескольких сборников, публициста и журналиста, печатавшегося под псевдонимом «Ямаш Игеней». Он с большим азартом принялся за новую работу. Изучал новые материалы, писал статьи с использованием «старых», которые собирал на протяжении нескольких последних лет. Работа велась на общественных началах, Малов параллельно являлся сотрудником журнала «Аргамак». Поддержали и оказали неоценимую помощь в работе сослуживцы и коллеги-журналисты Чачка Хуснетдинова, Ильшат Фаррахов, Ахмат Хамадишин.

Уже спустя год, после выхода в свет десятого номера газеты, об издании отозвалась официальная республиканская пресса. «Верна своему слову», так называлась статья Самигуллы Хайретдинова в официальных сообщениях агентства «Татар-информ». «Газета верна своему слову, - пишет автор после небольшого обзора. - Ведь она - газета для кряшен, и ставит своей целью освещение всех сторон их жизнедеятельности. … Если хотите больше узнать о кряшенских праздниках, обращайтесь к «Слову кряшен»… Газета даёт широкое поле для творчества молодых талантов…, выделяет большое место пропаганде фольклора и народных обычаев…, помещает интересные публикации о выдающихся личностях… Надо отметить и то, что у публикаций широкая география… и авторами, наряду с рабочими и крестьянством, выступают поэты, врачи, учёные, ветераны, школьники. Одним словом, газета собирает вокруг себя надёжный актив… Иначе, погас бы её очаг, остановилось бы на полпути начатое ею святое дело. «Слово кряшен» делает свои первые, но уверенные шаги».

Но эти шаги давались с большим трудом. С каждым днём всё повышались типографские услуги, росли почтовые расходы, дорожала бумага. Правительство Татарстана и администрация города отклоняли просьбы о материальной поддержке. Город и регион испытывали большие трудности после перенесённого пожара на КамАЗе. Газета не имела своей материальной базы, штатных сотрудников, помещения. Деньги от подписки и пожертвования от частных лиц едва покрывали типографские и почтовые расходы. Всё это привело к тому, что в начале 1995 года редакция приостановила выпуск газет.

Стали поступать письма от недоумевающих читателей. Но отрадным было то, что вопреки обстоятельствам, люди продолжали продлевать подписку, тем самым поддерживая издание и добавляя горячие угольки на потухающий его очаг. Необходимо было поправить создавшееся положение. Вскоре выход из ситуации был найден: предприниматель и активный член движения Николай Колчерин вступил вторым учредителем и поддержал газету своими личными средствами. Выпуск газет возобновился уже в 1996 году. Нужно было наверстать упущенное, оправдать себя перед общественностью, реабилитироваться перед терпеливыми и снисходительными подписчиками.

Редакция активизировала свою работу. Был налажен контакт с кряшенами, проживающими в Башкортостане и Удмуртии. В январе 1997 года газета была включена в Российский каталог. Ананий Нестерович готовился к своему 60-летнему юбилею, много работал, параллельно готовил к изданию двухтомный сборник своих стихов. После выхода на пенсию намеревался посвятить себя полностью своему детищу - «Керэшен сузе». Много ездил по республике, много выступал, строил большие планы. 22 февраля 1997 года в Набережных Челнах состоялась научно-практическая конференция по проблемам кряшен, где присутствовала вся кряшенская общественность республики. Малов выступил с большим содержательным докладом о духовном наследии кряшен. Это стало его последним выступлением. Через день, по дороге в Казань, куда он выехал для сдачи в печать свой юбилейный сборник стихов, его постиг инфаркт.

Малов скончался 1 марта в Челнинской больнице. В последний путь его провожала вся кряшенская общественность. Первый редактор газеты был похоронен у себя на родине - в деревне Ляки Сармановского района, которая расположена у реки Иганя, красота которой воспета в его стихах, название которой стало его псевдонимом…

Мне, работавшему заместителем редактора все эти годы на общественных началах - суждено было стать вторым редактором газеты «Керэшен сузе». Положение было не из лёгких, но долг обязывал продолжать начатое дело, не подрывая доверие, оказанное со стороны кряшенского населения.

С июля 1997 года газета вышла на российский уровень и количество подписчиков выросло почти вдвое. После создания Республиканского Центра кряшен Башкортостана (январь, 1998), наладилось тесное сотрудничество с Бакалинским районом республики, где компактно проживают кряшены. Позже аналогичная организация была создана в Татарстане (май, 1998), затем и в республике Удмуртия (декабрь, 1998). В этом же году Республиканский Центр кряшен Татарстана и редакция газеты приняли делегацию проживающих в Челябинской области кряшен-нагайбаков во главе с первым заместителем главы администрации Нагайбакского района Валерием Маметьевым. Результатом встречи стало увеличение подписчиков и прокладывание мостов между Набережными Челнами и «столицей» нагайбаков - селом с красивым французским названием Фершампенуаз. Положение газеты крепло с каждым днём.

В марте 1998 года совместно с организациями кряшен и администрацией Сармановского района редакция отметила 60-летний юбилей первого редактора газеты Анания Малова. Родная деревня первого редактора собрала кряшенскую общественность трёх республик, по-клонников таланта замечательного поэта, журналистов, писателей, общественных деятелей. Лякинской средней школе было присвоено имя Анания Малова и был открыт его пришкольный музей.

Чем более приближалась перепись населения 2002 года, тем более осложнялось положение газеты. Но, спустя уже 20 лет, мы с уверенностью говорим, что она сыграла огромную роль в объединении, мобилизации всего кряшенского сообщества в постсоветский период, став единственным печатным органом и независимой народной газетой для кряшен. Послужила духовным вдохновителем, внесла огромный вклад в повышение самосознания народа, помогла открыть многие страницы неизведанной ранее истории, создала базу и воспитала кадры для государственной газеты «Туганайлар», открыла окно в новейшую историю кряшенской журналистики.

Причиной же гибели газеты послужили отсутствие взаимопонимания с властями республики, сложности внутри самого кряшенского движения и между его лидерами, сложившиеся перед переписью населения.

Людмила Белоусова,

заслуженный работник печати и массовых коммуникаций РТ


 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев