Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Блог

ФОЛЬКЛОРНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ КРЯШЕН В НАЧАЛЕ – СЕРЕДИНЕ 1990-х гг., Э.И.Шарафиев

ФОЛЬКЛОРНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ КРЯШЕН В НАЧАЛЕ – СЕРЕДИНЕ 1990-х гг., Э.И.Шарафиев

В данной статье рассматриваются история и становление фольклорных коллективов кряшен

Статья посвящена истории становления и развития фольклорных коллективов кряшен. Рассматриваются их численность, организационное устройство, состав участников, деятельность. Затрагивается вопрос периодизации фольклорного движения в целом и предлагается один из ее вариантов. На основании сравнительно-сопоставительного анализа выявляются особенности, тенденции, характерные черты развития этих социокультурных институтов в каждом из выделенных хронологических этапов.

Фольклор в культуре кряшен имеет особое значение. Согласно мнению современных представителей кряшенской интеллигенции, фольклор – это основа культуры кряшен [12, с. 2], воплощение их многовекового историко-культурного достояния [9, с. 26]. История фольклорного движения кряшен насчитывает несколько десятков лет и может быть разделена на два крупных периода: до и после 1989 г., когда в Татарстане зародилось современное общественное движение кряшен. В советское время, когда произошло институциональное оформление фольклорных ансамблей, их развитие протекало, в целом, в едином ключе, без особых качественных изменений. Этническая мобилизация кряшен в конце 1980-х – начале 1990-х гг., в связи с изменившейся общественно-политической ситуацией в стране, привела к интенсификации в их среде консолидационных процессов и вовлеченности в этнокультурную работу. Вместе с тем, пробуждение этнического самосознания в широких слоях кряшен повысило интерес к их этнической истории, культуре и религии.

В с. Калейкино (большая часть населения – кряшены) Альметьевского района РТ, расположенном в живописном месте рядом с р. Зай, фольклорный ансамбль под названием «Кәләем» (Калейкино мое) был сформирован еще в 1982 г. (по другим данным – в 1976 г.). Первоначально основу ансамбля составляли представители старшего поколения жителей села. С момента основания коллектив, которому в 1991 г. было присвоено звание «народный», возглавляла В.И. Долгова (директор Калейкинского сельского Дома культуры). 9 декабря 1984 г. в Доме техников г. Альметьевск состоялось их дебютное выступление на большой сцене, а в 1995 г. ансамбль выступил в Казани – столице республики. Согласно воспоминаниям очевидцев, оба выступления прошли с успехом [1; 18, с. 1].

Фольклорные ансамбли кряшен в этот период существовали и в других населенных пунктах Татарстана: 1) «Бигәш» (с 1991 г. – народный) – в с. Старое Гришкино Менделеевского района, основан в 1940 г. Р. Шакировой [6]; 2) «Игәнә» – в с. Ляки Сармановского района, основан в 1974 г. Р.С. Асановой [5]; 3) «Борды» – в с. Бурды Тукаевского района, основан в 1985 г. В.Н. Касакиной [2]; 4) «Питрау» – в с. Мелекес Тукаевского района, основан в 1986 г. Р.С. Прохоровой [3].

В начале 1990-х гг. в сельской местности возникли еще несколько фольклорных коллектива кряшен: «Көмеш тәңкә» (Серебряная монета) под управлением Р.К. Игнатьевой, был образован в 1991 г. в с. Зюри Мамадышского района [7], в состав ансамбля входили представители взрослой возрастной категории, рабочие, сотрудники сельского Дома культуры; «Сәвәләй» (Савалеево) под руководством В. Агапова в с. Савалеево Заинского района [22].

В процессе своей деятельности эти коллективы выполняли разнообразный круг работ технического, интеллектуального, творческого характера, который условно может быть разделен на несколько групп: 1) сбор и фиксация этнического фольклорного материала, производимые как в рамках их родного поселения, местности, так и за их пределами в ходе экспедиций, а также его изучение; 2) разнообразная работа с фольклорным материалом – его изучение, осмысление, творческая обработка, работа над репертуаром; 3) создание аутентичных или стилизованных элементов сценического костюма и инвентаря. Так, сообщается, что участники ансамбля «Кәләем», в том числе, изучали древние обряды и обычаи своего народа, особенности традиционных нарядов, собирали образцы старинной вышивки, шили сценические костюмы, учили песни.

Перечисленные сельские фольклорные ансамбли обычно базировались в местных домах культуры, их репетиции проходили от одного до трех раз в неделю. Коллективы проводили регулярную концертную деятельность, принимали участие в районных, городских, республиканских и всероссийских культурно-массовых мероприятиях. Особенно важное общественное значение имело то, что в ходе своей деятельности они вносили заметный вклад в процесс сохранения, трансляции, популяризации народного творчества и традиционной культуры своей этнической общности. Однако у фольклорных коллективов кряшен до начала 1990-х гг. наблюдался и ряд недостатков: 1) небольшое количество музыкантов-инструменталистов в их составе, узкий круг используемых ими инструментов; 2) довольно слабая степень вовлеченности молодого поколения в их работу, что вызывало определенный «разрыв» в преемственности традиций; 3) отсутствие коллективов-спутников, самостоятельных детских фольклорных групп. К примеру, детский коллектив устного народного творчества в с. Ляки был создан только в 2015 г. [4]. К тому же и общее количество подобных творческих объединений, не считая частных семейных самодеятельных ансамблей, в тот период было относительно невелико. Негативно сказывалась и нехватка квалифицированных кадров (специалистов в области кряшенской культуры), финансовых средств, методической и репертуарной литературы, а в более общем масштабе – свободы слова, самовыражения, хозяйствования и пр.

Значительные изменения в фольклорном движении стали происходить с начала 1990-х гг. Приметой того времени было то, что в этом движении – создании и жизнедеятельности самодеятельных творческих объединений, организации и проведении массовых культурных мероприятий – активное и непосредственное участие стали принимать вновь образованные кряшенские общественные объединения. Изменения коснулись и специфики административно-территориальной привязки и распределения новых коллективов. В начале – середине 1990-х гг. они впервые начинают образовываться в городах республики.

В крупных городах Татарстана возникновение фольклорных ансамблей было тесно связано с процессом консолидации местного кряшенского населения и созданием формализованных общественных структур. Первая из них – Этнографическое культурно-просветительное объединение (ЭКПО) кряшен – возникла в Казани в феврале 1990 г. в качестве самостоятельной секции Всероссийского татарского общественного центра (ВТОЦ) [8, с. 63; 9, с. 24; 10, с. 549]. Это объединение, имея в целом этнокультурный уклон, о чем может свидетельствовать его название, с самого начала направило свои усилия на сохранение «необыкновенно богатого» духовного наследия кряшен – песен, танцев, обычаев, образцов национальных костюмов [8, с. 63]. В этом процессе важная роль отводилась деятельности фольклорных коллективов. Так, первой своей задачей казанское ЭКПО кряшен определило способствование повышению уровня материальной оснащенности имеющихся кряшенских фольклорных коллективов, а также созданию новых [17, с. 5]. Осознание необходимости незамедлительной работы по сохранению традиционной культуры кряшен, а также ведущей роли в этом процессе фольклорных коллективов было и в среде татарской интеллигенции в целом. В качестве подтверждения вышесказанного можно привести слова заслуженного деятеля культуры Татарстана Р. Хисматуллина, зафиксированные в статье, написанной им сразу после прошедшего в Нижнекамске в апреле 1986 г. знакового, посвященного народному творчеству литературно-музыкального вечера под названием «Сары чәчәк ата көнбагыш»: «Разумеется, для того чтобы эти благодатные народные сокровища, собрав воедино, внедрить в жизнь, нужен специальный ансамбль кряшен, который занимался бы этим направлением. В нашем городе необходимо в ближайшем времени обязательно организовать такой ансамбль песни и пляски и приступить к сбору фольклорных богатств в кряшенских деревнях нашей республики» [18, с. 2].

В том же году по инициативе заслуженной артистки Республики Татарстан Г. Казанцевой, отвечавшей в Совете ЭКПО за развитие самодеятельного искусства, был создан и под ее же руководством начал успешную концертную деятельность фольклорный ансамбль «Айбагыр» (Подсолнух) [8, с. 63]. Он принимал активное участие в концертных программах культурно-просветительных мероприятий, организованных казанским обществом кряшен, и стремился побудить кряшенское население на местах – в населенных пунктах Татарстана – к социальной и этнокультурной активности. Первое время ансамбль осуществлял свою деятельность полностью на общественных началах, а с присвоением ему звания «народный», получил от государства три штатных ставки на творческих работников [9, с. 19]. Кроме того, Г. Казанцева лично занималась работой по сбору образцов устного народного творчества кряшен, для чего осуществляла поездки во многие населенные пункты с компактным проживанием представителей этой этнической общности.

В мае 1992 г. было образовано Набережночелнинское ЭКПО кряшен. Оно имело тот же характер, что и казанское объединение, и видело своей целью развитие культуры, изучение истории кряшен, а также налаживание культурно-просветительской работы. Организация, первым председателем которой стала А. Асанова, имела свой устав и банковский счет, а также обладала финансовой и хозяйственной самостоятельностью [21, с. 6]. Уже в 1993 г. был образован фольклорный ансамбль кряшен под руководством В. Васильева на базе Набережночелнинского общества кряшен. Этот самодеятельный коллектив, получивший название «Карендәшләр» (Сородичи), был организован учителем музыки школы № 49 А. Колчериной. Его состав был разновозрастным, к сентябрю 1994 г. в его состав входило 25 человек. Коллектив принимал участие во многих конкурсах, фестивалях фольклорных самодеятельных коллективов, вел активную концертную деятельность. В декабре 1996 г. фольклорному ансамблю «Карендәшләр» было присуждено звание «Народный ансамбль» [11, с. 1].

В Нижнекамске подобное общество, под руководством Т. Багаутдиновой, возникло 29 ноября 1991 г. Нижнекамское ЭКПО поставило перед собой задачу организовать фольклорный ансамбль. После ряда неудачных попыток за решение этого вопроса взялась педагог А. Бутяева. 9 января 1994 г. было проведено первое организационное собрание ансамбля под названием «Сүрәкә». Этот ансамбль вел успешную концертную деятельность, участвовал не только в кряшенских, но и в общенациональных, республиканских культурных мероприятиях и праздниках. В его составе были представители разных возрастов и разных этнографических групп татар. Доброй традицией ансамбля стал ежегодный концерт, посвященный народному празднику «Олы көн» (Пасха), на который съезжаются гости из окрестных городов и деревень [18, с. 2].

Ощутимые изменения происходили и в сельской местности. Там новые коллективы народного творчества стали возглавлять люди, не имевшие специального, культурного или педагогического, профильного образования – самодеятели, предприниматели, это было отражением общей либерализации законов и порядков в стране. К примеру, ансамбль песни и танца д. Савалеево «Сәвәләй» был основан и осуществлял свою деятельность под руководством самодеятельного композитора, певца и предпринимателя В. Агапова. Коллектив включал в себя представителей разных возрастных и социальных групп: взрослые, дети, рабочие, пенсионеры, студенты, школьники. В сжатые сроки ансамбль подготовил двухчасовую концертную программу и начал совершать гастрольные выезды: сначала в окрестные деревни, а затем – в более отдаленные местности. Были приобретены качественные музыкальные инструменты и аппаратура для собственного использования, открыт расчетный счет в банке. К марту 1994 г. коллектив д. Савалеево провел около 50 концертов. В его репертуаре были народные песни, частушки, танцы, и игры кряшен [22, с. 3].

Другим значимым явлением, имевшим связь с фольклорным и этнокультурным движением, было возобновление массового организованного проведения кряшенами их традиционных календарных праздников. Этот процесс происходил неравномерно в тех или иных населенных пунктах, но в целом имел общий вектор развития.

Одним из таких праздников является Питрау (Петров день), имеющий генетически близкое родство с татарским Сабантуем и Джиеном и приходящийся обычно на 12 июля. В этот день обычно проводятся народные гуляния, устраиваются концерты, спортивные состязания (главным из которых является «керәш»), игры, призовые конкурсы, хороводы, участники праздника поют песни и танцуют. В одном из кряшенских сел Мамадышского района – Албай – практика ежегодного празднования этого дня на сельском уровне прекра-тилась в 1960-е гг. Возродить эту традицию там удалось только летом 1992 г. Проведенное впервые за долгое время мероприятие включало в себя такие традиционные компоненты, как вождение  хороводов, песни-пляски, состязания по традиционному у тюркских народов единоборству «керәш» (куреш) [20, с. 2].

19 июля 1994 г. в с. Калейкино Альметьевского района был проведен, по старинным традициям, праздник Торойсын (Троица). Гостья мероприятия из Набережных Челнов А. Асанова, участница ансамбля «Карендәшләр», так описала один из эпизодов этого события: «вдоль улицы, вслед за несущим березу парнем, показалась движущаяся, напевая и приплясывая, группа людей. На березу привязывают вышитые полотенца и платки. Выходящие на улицу вместе с кушаньем и стульями в руках люди, останавливая процессию около своих домов, угощают всех ее членов. Пройдя длинную улицу, вышли на лужайку на окраине деревни. Молодая березка, сплошь украшенная цветными платками и полотенцами, если посмотреть издали, превратилась в огромный букет цветов…». Этот праздник, по заверениям автора сообщения, жители с. Калейкино провели согласно старинным обычаям [13, с. 6].

При активном участии общественных организаций возрождение праздничной культуры происходил и в городах республики. В 1991 г. в Казани в Доме работников образования по адресу ул. Профсоюзная д. 15 (ныне – еврейская синагога) прошел организованный членами сообщества кряшен праздник «Олы көн» (Пасха) – первый раз в рамках столицы Татарстана за несколько десятилетий. По воспоминаниям очевидцев, зал был заполнен людьми «под завязку». Это начинание получило благополучное продолжение и в дальнейшем, а для проведения «Олы көн» выбирались более просторные помещения [16, с. 4].

В 1992 г. в Набережных Челнах, на открытой площадке в парке отдыха «Гренада», также впервые для этого города провели праздник Питрау. Его организовали пожилые исполнительницы кряшенских песен, которых удалось собрать стараниями А. Асановой, Г. Казанцевой и др. Перед началом торжества на месте его проведения была проведена подготовительная работа. В качестве гостя приехал ансамбль с. Старое Гришкино. По воспоминаниям участников события, это мероприятие собрало большое количество посетителей и прошло «как настоящий народный праздник». На следующий год это начинание поддержал глава города Р. Алтынбаев, и мероприятию была оказана материальная помощь со стороны муниципалитета. Также, начиная с 1993 г. в организации праздника, который со временем превратился в добрую традицию, более весомое участие стало принимать Набережночелнинское объединение кряшен [16, с. 4].

В начале 1990-х гг. в процессе этнокультурной мобилизации кряшен лидирующую позицию занимало Казанское ЭКПО. Основным видом организации их культурно-просветительской работы среди кряшен как в столице республики, так и на местах стали культурно-массовые мероприятия. Эти мероприятия – концерты, вечера, фестивали – были посвящены историко-культурному наследию кряшен и включали в себя различные виды социокультурной коммуникации: выступления артистов, самодеятельных творческих коллективов, общественных и культурных деятелей; знакомство, беседы на актуальные темы (организаторов с публикой), обмен общественно важной информацией (рассказывали о своей деятельности, планах, результатах). В них принимали участие лидеры и руководители Казанского общества кряшен – поэт, писатель Гарай Рахим (Г. Родионов), певцы Г. Ибушев, Г. Казанцева, самодеятельный ансамбль «Айбагыр» и др. Все это оказало ощутимое воздействие на сообщество кряшен республики: способствовало усилению их этнического самосознания, интереса к истории и культуре собственной этнической общности, увеличению числа общественных активистов и, таким образом, активизации этнокультурной работы на местах. В результате, уже в 1991 г. их сообщество сумело своими силами организовать в Татарстане фестиваль кряшенских фольклорных коллективов, который с тех пор стал традиционным и ежегодным [8, с. 63]. В 1992 г. такой фестиваль был проведен в Казанском цирке, на нем выступили собравшиеся из разных районов республики самодеятельные ансамбли и индивидуальные исполнители [17, с. 5].

В целом, можно констатировать, что в начале – первой половине 1990-х гг. количество мероприятий с участием фольклорных коллективов кряшен значительно возросло по сравнению с предыдущим периодом, а сами они становятся неизменными участниками концертных программ, посвященных культуре этой этноконфессиональной общности. К примеру, в рамках месяца национальных культур в Набережных Челнах с 1 по 5 марта 1993 г. в городском концертном зале проходила неделя кряшенской культуры. 5 марта состоялся итоговый концерт, в котором приняли участие семейные и фольклорные ансамбли сел Бурды, Мелекес Тукаевского района, Калейкино Альметьевского района и Старое Гришкино Менделеевского района [15, с. 1].

В это время входит в практику формирование в среде кряшен специальных детских фольклорных ансамблей или групп. Такие коллективы основывали свою деятельность на принципах этнического воспитания – культивирование любви, уважения к культуре своей этнической общности, формирование у детей понимания сущности, происхождения, предназначения ее компонентов, знания ее морально-нравственных основ. Так, в с. Калейкино в русле решения задач по осуществлению преемственности культурных традиций и знаний был образован детский фольклорный ансамбль «Асыл Бизәк» (Драгоценное украшение) для детей в возрасте от 7 до 15 лет [19, с. 1].

Большое значение для развития движения имела и спонсорская поддержка. Фольклорные коллективы кряшен осуществляли свою деятельность в большей степени на общественных началах и не имели прямого государственного финансирования. В то же время их деятельность требовала немалых материально-финансовых затрат. В этих условиях решение задачи по обеспечению коллективов необходимыми средствами полностью ложилось на руководителей ансамблей и общественных функционеров. Источники свидетельствуют, что кряшенское сообщество целенаправленно работало в этом направлении с меньшей или большей результативностью. В этот период в регулярную практику входит оказание различной помощи (организационная, материально-финансовая) самодеятельным коллективам народного творчества со стороны отдельных частных лиц, организаций, предприятий и учреждений. Можно выделить два типа такой помощи в зависимости от объекта ее предназначения: общий тип и частный (локальный). Первый тип поддержки – помощь на проведение культурных мероприятий общекряшенского значения. Одним из примеров такой поддержки может служить концерт кряшенской культуры под девизом «Одна встреча – целая жизнь», прошедший в Елабуге в 1993 г., который имел частных спонсоров (среди них были кряшены, занимавшие руководящие просты в разных сферах) [14, с. 3].

Второй тип поддержки имел разные варианты: безвозмездное предоставление помещений для проведения репетиций, занятий, мероприятий конкретных коллективов (известно, что директора ряда Набережночелнинских средних общеобразовательных школ предоставляли в подведомственных им учреждениях помещения для репетиций ансамбля «Карендәшләр»; удовлетворение потребностей, связанных с их жизнедеятельностью – приобретение музыкальных инструментов, аппаратуры [22, с. 3], пошив костюмов [18, с. 2]. Необходимо также отметить, что существенную поддержку кряшенским самодеятельных коллективам оказывали, в том числе, и местные органы государственной власти, их представители [22, с. 3].

Таким образом, фольклорные коллективы кряшен, зародившиеся в советский период, с начала 1990-х гг. переживали новый этап своего развития. Этот этап был связан, в первую очередь, с возникновением в культурной жизни кряшен комплекса явлений, не характерных для предыдущих лет, чему способствовало изменение общественно-политической обстановки в стране.

В это время повышается уровень их материальной, финансовой, творческой и организационной самостоятельности и независимости, открывается широкий простор для сотрудничества, взаимодействия, кооперации с различными лицами, структурами, организациями и т.д.; получает распространение участие физических и юридических лиц, представителей в разносторонней поддержке кряшенского фольклорного движения в целом и отдельных его субъектов. Этот фактор был особенно важен и влиял на результативность проводимой в этой сфере работы, поскольку этнокультурные и общественные организации не имели собственного существенного дохода или прямого государственного финансирования и остро нуждались в спонсорской помощи для реализации своих потребностей и инициатив.

Помимо перечисленного, начиная с 1990-х гг. существенное влияние на зижнедеятельность коллективов народного творчества начинают оказывать вновь образованные общественные организации кряшен. Эти общественные объединения участвовали и в формировании общественного запроса, превратившегося в основной триггер развития фольклорного движения. Этот запрос выражался, в частности, в желании представителей общественности кряшен видеть преобладание оригинальности, первозданности в репертуаре фольклорных ансамблей, а также аутентичности и репрезентативности транслируемых ими образцов культуры.

Новым было также возобновление практики проведения народных календарных праздников, что способствовало реинтеграции элементов традиционной культуры, культуры предков в современную жизнь этого этнического сообщества. В свою очередь, интенсификация концертной деятельности, в связи с расширением разнообразия и увеличением количества мероприятий, посвященных культуре кряшен, создание конкурентной среды оказывали стимулирующее воздействие на развитие движения кряшен и способствовало усилению пропаганды народного творчества и трансляции этнокультурных компонентов в общество.

Источники и литература

1 Анкета № 129 // Каталог творческих коллективов РТ. РЦРТК: сайт. 2006–2020. URL: http://www.tatfolk.ru/test/index.php?content= podr_pasport3&id=129 (дата обращения: 04.07.2020).

2 Анкета № 181 // Каталог творческих коллективов РТ. РЦРТК: сайт. 2006–2020. URL: http://www.tatfolk.ru/test/index.php?content= podr_pasport3&id=181 (дата обращения: 04.07.2020).

3 Анкета № 185 // Каталог творческих коллективов РТ. РЦРТК: сайт. 2006–2020. URL: http://www.tatfolk.ru/test/index.php?content=podr_pasport3&id=185 (дата обращения: 04.07.2020).

4 Анкета № 2588 // Каталог творческих коллективов РТ. РЦРТК: сайт. 2006–2020. URL: http://www.tatfolk.ru/test/index.php?content=podr_pasport3&id=2588 (дата обращения: 04.07.2020).

5 Анкета № 347 // Каталог творческих коллективов РТ. РЦРТК:сайт. 2006–2020. URL: http://www.tatfolk.ru/test/index.php?content=podr_pasport3&id=347 (дата обращения: 04.07.2020).

6 Анкета № 578 // Каталог творческих коллективов РТ. РЦРТК: сайт. 2006–2020. URL: http://www.tatfolk.ru/test/index.php?content=podr_pasport3&id=578 (дата обращения: 04.07.2020).

7 Анкета № 689 // Каталог творческих коллективов РТ. РЦРТК: сайт. 2006–2020. URL: http://www.tatfolk.ru/test/index.php?content=podr_pasport3&id=689 (дата обращения: 04.07.2020).

8 Ефимов П.В. С верой в успех // Многоликое соцветие: фотоальбом / ред. колл.: В.В. Никифоров, И.Е. Алексеев, С.К. Джаксыбаев, изд.2-е, испр. и доп. – Казань: Полигран-Т, 2005 – С. 63–66.

9 Фокин А.В. Кряшены – судьба моя: Эпизоды истории, теории и практики кряшенского национального движения / сборник материалов. – Казань: Типография ООО «Авента», 2013 – 230 с.

10 Шарафиев Э.И. Общественное и этнокультурное движение татар-кряшен в постсоветский период // История и культура татар-кряшен (XVI–ХХ вв.): коллективная монография. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017 – С. 547–558.

11 1992–1997 // Керәшен сүзе. 1997 30 июнь.

12 Андреев Р. Йолаларны кайтару – максатыбыз // Керәшен сүзе. 1993 26 авг.

13 Асанова А. Әле дә күз алдымда // Керәшен сүзе. 1994 26 сент.

14 Бусыгина Р. Яңа ел теләге // Керәшен сүзе. 1993 31 дек.

15 Җырлап-биеп… // Керәшен сүзе. 1993 12 март.

16 Казанцева Г. 1991 нче елның язында… // Керәшен сүзе. 2001

17 Казанцева Г. Үземне белгәннән бирле җырлыйм / Беседовал В. Шадрин // Керәшен сүзе. 1993 4 февр.

18 Моратова Ф. Җандашларның табылган чагы... // Керәшен сүзе. 1998 16 апр.

19 Рахматуллина Г. Асыл бизәк: «Кәләем» фольклор ансамбленә – 12 ел // Керәшен сүзе. 1997 27 нояб.

20 Хасанова З. Питрау кайтты авылга // Керәшен сүзе. 1993 12 март.

21 Чаллы керәшен җәмгыяте карендәшләргә мөрәҗәгать итә // Керәшен сүзе. 1999 4 февр.

22 Ямашева К., Салахова Н. Таныш булыгыз: «без Сәвәләйдән» // Керәшен сүзе. 1994 22 март.

Шарафиев Э.И. Фольклорные коллективы кряшен в начале – середине 1990-х гг. / Э.И.Шарафиев // Кряшенское историческое обозрение: сб. ст.: вып.1. - Казань, 2020. - С. 86-99.

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев